ГРИГОРИЙ БОГОСЛОВ,


ГРИГОРИЙ БОГОСЛОВ,
ГРИГОРИЙ БОГОСЛОВ,
Григорий Назианзин (Γρηγόριος ὁ Θεολόγος καὶ Ναζιανξινός) (329/330, Арианз, близ Назианза в Каппадокии – ок. 390, Назианз) – отец Церкви, один из каппадокийцев. Сын Григория старшего, епископа Назианза, и св. Нонны. Сначала обучался в риторской школе Кесарии Каппадокийской, затем – в христианских школах Кесарии Палестинской и Александрии; 10 лет учился в Афинах, где сдружился с Василием Великим и встретился с будущим императором Юлианом. Около 362 был против воли рукоположен отцом в сан священника. В 372 Василий Великий рукополагает его в епископы глухого городка Сасимы, на кафедру которого Григорий так никогда и не вступил, уехав на время в Назианз, чтобы помогать отцу в делах управления местной церковью. После смерти отца в 374 удаляется в Селевкию в Исаврии, где ведет монашескую жизнь. В 379 принял руководство никейской общиной Константинополя, а в 381 был утвержден в качестве епископа и председательствовал на 2-м Вселенском соборе. Вскоре вернулся в Назианз, где возглавлял епископскую кафедру до 383. Последние годы жизни провел в своем поместье, посвятив себя литературным занятиям и аскезе.
    Григорий не создал собственной богословской системы. Блестящий ритор, он снискал славу одного из выдающихся проповедников 4 в. («христианский Демосфен»). Первое место в его наследии занимают 45 слов, из которых выделяются «5 Богословских слов» (Or. 27–31), произнесенные в Константинополе в 380 и давшие ему почетное имя «Богослова». Здесь он опровергает ереси евномиан и македониан и отстаивает ортодоксальное учение о Троице. Автор 245 писем и автобиографической поэмы «О своей жизни», сравнимой с «Исповедью» Августина.
    В своем учении о богопознании Григорий полемизирует с арианским рационализмом Евномия и отрицает возможность постичь тварным человеческим разумом Бога в его сущности. Бог, «чистая и первая природа» (Or. 28), являет свою славу лишь в подобиях, «со спины», как Моисею (Исх. 33:22, 23). Непознаваемость и неизреченность (трансцендентность) утверждается т.о. на пути апофатической теологии, которая допускает только отрицательные утверждения о Боге. Богопознание реализуется как личная встреча с Богом-Троицей, что и есть собственно цель христианской жизни (спасение). Это предполагает в первую очередь отстранение от чувственного мира, очищение и восхождение ума (κάθαρσις), т.е. обожение (θέοσις), принципиально возможное благодаря вочеловечению Бога-Слова. Различные ступени богопознания соответствуют поэтому изменениям преображаемого аскезой человека, который стремится ко все более ясному созерцанию Троицы, к соединению с чистым божественным умом.
    Центральными в творчестве Григория являются тринитарная проблема и христология. Как Василий Великий и Григорий Нисский>, он отстаивает единосущие> Троицы. Троичность как тайна есть «неразделимое разделение», «Единое в трех и три в Едином» (Or. 39). Григорий впервые обозначил различия Лиц как «нерожденность», «рождение» и «похождение» (Or. 25), выражая тем самым взаимные отношения Лиц (σχέσεις). В христологии (Ер. 101, 102) Григорий критикует Аполлинария Лаодикийского, утверждая полноценность человеческой природы Христа: в личности Христа происходит совершенное сущностное соединение двух природ. Марию Григорий называет «Богородицей».
    Влияние Григория на Церковь – Восточную, как и Западную – было огромным. Уже Руфин считал его учение нормой ортодоксии, а многие западные отцы, в т.ч. Фома Аквинский>, постоянно обращались к нему; Григория высоко ценили и гуманисты (напр., Меланхтон>). Он оказал также значительное влияние на византийскую гимнографию (рождественский, богоявленский и пасхальный каноны Иоанна Дамаскина).
    Сочинения:
    
MPG, t. 35–38;
    в рус. пер.: Творения Григория Богослова, т. 1–2. М., 1843–1848 (репринт: Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1994).
    Литература:
    
Иларион (Алфеев), иеромонах. Жизнь и учение св. Григория Богослова. М., 1998;
    Fleury Е. St. Grégoire de Nazianze et son temps. P., 1930;
    Ruether R.R. Gregory of Nazianzus. N. Y. – Oxf., 1969;
    Bernardi J. Grégoire de Nazianze. P., 1995.
    <<А.В.Михайловский
>>

    

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. . 2001.


.

Смотреть что такое "ГРИГОРИЙ БОГОСЛОВ," в других словарях:

  • Григорий Богослов — Γρηγόριος Ναζιανζηνός …   Википедия

  • ГРИГОРИЙ БОГОСЛОВ —         Григорий Назианзин (о) (ок.330, близ Назианза, Каппадокия в М. Азии, ок. 390, там же), греч. мыслитель и церк. деятель, поэт, один из виднейших представителей патристики. Вместе со своими друзьями Василием Великим и Григорием Нисским… …   Философская энциклопедия

  • Григорий Богослов — Григорий Богослов, Gregorios, святой, , ок.329 390 гг. н. э., христианский оратор, греческий поэт. Один из Отцов Церкви, прозванных Каппадокийскими Отцами. Родился в Карбале в Каппадокии. Учился сначала в Кесарии Палестинской и Александрии (349… …   Античные писатели

  • ГРИГОРИЙ БОГОСЛОВ — (Григорий Назианзин) (около 330 около 390), греческий поэт и прозаик, церковный деятель и мыслитель, представитель патристики. Епископ города Назианза (Малая Азия). Переносил в теологию методы платоновской диалектики. Автобиографические поэмы,… …   Современная энциклопедия

  • Григорий Богослов — (Григорий Назианзин) (около 300 около 390 гг.) христианский мыслитель, поэт, церковный деятель, один из трёх вселенских учителей Восточной церкви. Друг и сподвижник Василия Великого; епископ города Назианза (Малая Азия). Председательствовал на 2… …   Исторический словарь

  • Григорий Богослов — (Григорий Назианзин) (ок. 329 390 гг.) христианский греческий писатель, поэт и оратор (О недостойных пастырях своих современниках:) С неумытыми, как говорится, руками, с нечистыми душами берутся за святейшее дело, и прежде, нежели сделались… …   Сводная энциклопедия афоризмов

  • Григорий Богослов — (Григорий Назианзин (329 или 330, Арианз близ г. Назианза, Каппадокия в М. Азии, ок. 390, там же), греческий христианский мыслитель, писатель и поэт, представитель патристики. Изучал риторику и философию в школах Кесарии Каппадокийской,… …   Энциклопедия культурологии

  • Григорий Богослов — (Григорий Назианзин) (около 330 около 390), греческий поэт и прозаик, церковный деятель и мыслитель, представитель патристики. Епископ города Назианза (Малая Азия). Переносил в теологию методы платоновской диалектики. Автобиографические поэмы,… …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • ГРИГОРИЙ БОГОСЛОВ — [Назианзин; греч. Γρηγόριος ὁ Θεολόγος, ὁ Ναζιανζηνός] (325 330, поместье Арианз (ныне Сиврихисар, Турция) близ Карвали (ныне Гюзельюрт), к югу от г. Назианза, Каппадокия 389 390, там же), свт. (пам. 25 янв., 30 янв. в Соборе Трех святителей; пам …   Православная энциклопедия

  • ГРИГОРИЙ БОГОСЛОВ — Константинопольский, патриарх (ок. 329 389), принадлежал к почетному сонму Вселенских учителей Церкви. В древнейшем центре мировой образованности Афинах он приобрел знания в богословии, поэзии, геометрии, астрономии и ораторском искусстве. Но… …   Русская история

Книги

Другие книги по запросу «ГРИГОРИЙ БОГОСЛОВ,» >>


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

We are using cookies for the best presentation of our site. Continuing to use this site, you agree with this.