- ЮСТИН, ФИЛОСОФ И МУЧЕНИК
- ЮСТИН, ФИЛОСОФ И МУЧЕНИК
-
ЮСТИН, ФИЛОСОФ И МУЧЕНИК (Иустин) (Ίουστίνος) (ум около 165, Рим) — святой отец и учитель Церкви, виднейший апологет 2 в. Родом из г Сихем (рим. Флавия Неаполис, Палестина). Происходил из языческой греческой семьи, изучал стоическую, перипатетическую, пифагорейскую и платоновскую философию. Уже после обращения в христианство (в период 132—135, вероятно в Эфесе) он получил тогу философа и открыл собственную школу в Риме, где у него учился, в частности, Татиан Принял мученическую кончину в Риме при префекте Юнии Рустике. Творчество Юстина в целом представляет плодотворную встречу христианского Откровения и греческой философии; само слово “философия” входит в обиход патристики. Основные его сочинения — две “Апологии” (ок. 150—155, Антонину Пию; ок. 161, Марку Аврелию), отвечающие на обвинения язычников, и “Разговор с Трифоном Иудеем” (после написания первой “Апологии”), полемизирующий с иудаизмом и представляющий учение Юстина. В духе доникейского богословия Юстин утверждает трансцендентность безначального, невыразимого Бога, который есть “Отец всего” и Бог по существу. В теории Логоса, созданной под влиянием Филона Александрийского и стоиков, Юстин учит о том, что Второе Лицо, божественное Слово (Логос), вечно существует с Богом как “внутренняя мысль” (λόγος ένδιαθετος), совокупность божественных идей о мире (София), а акт творения мира связан с выражением, произнесением этой мысли (λόγος προφορικός). Т о, Логос=Сын есть “Первородный Божий”, Бог, однако, сам подчинен Отцу (субординационизм), получив самостоятельность только ради творения Непостижимый Бог в мире является как “семенной Логос” (λόγος σπερματικός), через которого все существа причастны разумному началу, так еврейские пророки и греческие философы могли видеть истину, но лишь с воплощением Слова, т. е Христа, она явилась полно и несокрыто В своей антропологии Юстин был дихотомистом, говоря о человеке как о единстве тела и души, “причастной жизни”. Эсхатология Юстина, где он учит о суде над мертвыми, характеризует его как хилиаста. Произведения Юстина служат источником по ангелологии и демонологии, а также содержат важные для истории ранней Церкви описания крещения и евхаристии.Соч.: Saint Justin, Apologie, introd , texte critique, trad et index par A. Wertelle P, lW,Archambau!fG Justin Dialogue avec Tryphon, text grec, trad., introd., notes et index. P., 1909; в рус. пер.: Соч. святого Иустина Философа, 2-е изд. СПб., 1895 (репр. М., 1996).Лит.: Гусев Д. В. Св. Иустин Мученик и Философ. Казань, 1898; Goodenough E. R. The Theology of Justin Martyr. Jena, 1923; Barnard L. W. Justin Martyr. His Life and Thought. Cambr., 1967.A. S. Михайловский
Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. Под редакцией В. С. Стёпина. 2001.
.