- ЮЛИАН ФЛАВИЙ КЛАВДИЙ
- ЮЛИАН ФЛАВИЙ КЛАВДИЙ
-
ЮЛИАН ФЛАВИЙ КЛАВДИЙ (Flavius Claudius Juliamis, греч. Ιουλιανός) (331, Константинополь — 26 июня 363, Месопотамия, погребен в Тарсе) — римский император, племянник Константина Великого, за обращение из христианства в язычество получил у церковных историков прозвище Отступник (αποστάτης). В 355—367 в ранге цезаря в Галлии побеждает франков и алеманнов. В 360 солдаты провозглашают его “августом”. В 361 после внезапной смерти императора Констанция признан единодержавным императором. В 363 умирает от раны, полученной во время военных действий против Персии. Его сочинения — речи, гимны, беседы, письма.Воспитатели Юлиана — Евсевий, епископ арианского толка, и евнух Мардоний, эллинизированный скиф, прививший ему любовь к греческой языческой культуре. Юлиан учился у риторов Константинополя, в Никомедии слушал знаменитого Лчбания, позднее стал учеником Эдесия и вошел в круг последователей Ямвлиха — представителей Пергамской школы неоплатонизма, из которых на него особенное влияние оказал Максим Эфесский. В 355 с образовательными целями посетил Афины и был посвящен в Элевсинские мистерии. Став императором в 361 и стремясь быть “философом на троне”, предпринял попытку возродить языческий политеизм в качестве новой государственной религии, упорядочив его средствами неоплатонической философии. При этом Юлиан избегал прямого преследования христиан, проводил политику веротерпимости, надеясь разгромить христианство идейно. Восстанавливая старые культы, он считал необходимым создать иерархию жречества по типу христианской церкви, намеревался разработать символику и догматику новой религии и на основе неоплатонизма построить ее теологию. Различая, по образцу Ямвлиха, миры умопостигаемый, мыслящий и чувственный, Юлиан средоточием каждого из них считал бога-солнце; солнце чувственного мира было для него только отражением солнца умопостигаемого мира.Соч.: Juliani imperatoris quae supersunt, rec. F. С. Hertlein, 1.1—2. Lipsiae, 1875—76; Oeuvres complètes. P., I, 1. Discoure, I, 2. Lettres et fragments, texte et. ettrad. parJ. Bidez, 1924—1932; II, 1, Discours, texte et. et trad. par G. Rochefort, 1963; II, 2, Discours, par С. Lacombrade, 1964; Письма, пер. Д. E. Фурмана.— “Вестник древней истории”, 1970, №1-3.Лит.: Аверинцев С. С. Император Юлиан и становление “византинизма”.— В кн.: Традиция в истории культуры. М., 1978, с. 79—84; Bideо.J. La Vie de l'Empereur Julien. P., 1930; Leipoldt/. Der römische Kaiser Julian in der Religionsgeschichte. В., 1964; BowersockG. W. Julian the Apostate. Cambr. (Mass.), 1978; Boujfartigue J. L'empereur Julien et la culture de son temps. P., 1992.Ю. А. Шичалин
Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. Под редакцией В. С. Стёпина. 2001.
.