ЭСТЕТИКА МЫШЛЕНИЯ

ЭСТЕТИКА МЫШЛЕНИЯ
ЭСТЕТИКА МЫШЛЕНИЯ
    ЭСТЕТИКА МЫШЛЕНИЯ — понятие, предложенное и развернутое в курсе лекций “Эстетика мышления” M. К. Мамардашвили. Оно раскрывает многообразные возможности поля чувственной работы сознания и переживания тяжкой “радости мышления”.
    Проблематику эстетического поля мышления философ обрисовывал как необходимость анализа эстетических свойств сознания, тайны рождения мысли из бездны чувственного, уяснения возможностей и разработки правил искусства мыслить. Содержание эстетики мышления разрешается и становится видимым в ( 1) осуществлении многократных актов рождения мысли на публике; (2) уяснении и демонстрации новых “невозможных возможностей” искусства мыслить; (3) показе ясного представления, как возможно размышление без наррации; (4) различении эстетического пласта сознания.
    В понятие эстетики мышления Мамардашвили вкладывал вариативные возможности, которыми обладают различные онтологические сферы человеческой жизни. Лишь интенсивно вступая в диалог с напряженными точками мысли в художественных произведениях, возможно создание произведения мысли. По контуру беседы “эстетики мышления” выстроены так, что, обставляя майевтическими приемами ситуацию размышления вслух, философ пробуждал в слушателях экстатическое состояние от созерцания движения сознания и побуждал их к рождению смысла, тем самым обучая правилам и возможностям искусства мыслить.
    Попытка же проникнуть в тайну искусства мыслить обрека.;т философа на необходимость поверить чувственным не-чувственное, сверхчувственное, трансцендентное. Сущность эстетики мышления определена тем, что философ переживает в себе искусство сидения в качестве мысли. Эстетика мышления связана с радостью мысли, когда мы обретаем “чувство необратимой исполненности смысла”. Эту радость можно схватить, если постигнуть, что истина располагается в слое мысли. Поскольку последний можно выделить из искусства, науки, философии, любой области жизни, то успехи нашего сознания зависят от личностной возможности совершить усилие по вхождению в слой мысли.
    В эстетике мышления Мамардашвили вводит понятие “симулякр, но понимаемый им не в постмодернистских рамках “образец — копия — след”, а как дистанция между мыслью мысли и “манком” (копией) мысли. Мысль есть нечто случайное, она случается (“нельзя захотеть — и помыслить”). И кроме пластики мыслительного движения эстетика мышления включает в себя необходимость и качество выражения помысленного. Выразительности можно достичь лишь в совпадении приемов выразительности с помысленным и понимаемым. Чтобы отличить подлинное от мнимого, мы должны быть живыми. Чтобы мы были живы и жизнь как таковая была возможна, должно случиться совпадение множества вещей. Эстетика мышления проявляется, когда ощущение “живой жизни” случается как мысль.
    В курсе эстетики мышления Мамардашвили, во многом исходя из Канта, расширяет область эстетики трансцендентального. Невыразимость мысли — особое состояние сознания, когда “мы оказываемся в состоянии страсти доказательства миру своего существования”, И тогда мы неуместны в мире. Додумывая до конца манделыцтамовское положение о расположении философии искусства в самом искусстве и о назначении человека — стать человеком, в эстетике мышления философ выводит, что позыв к мысли не есть сама мысль, а человек есть нечто не-родившееся. С метафорой “родившегося” он связывает манделыцтамовское различие между чувством — страстью к существованию (бытию) и любовью к себе, а это выражено было когда-то в формуле Парменида — сущее и бытие едино. Ведь только родившееся может, должно и имеет право быть высказанным. Страдание по ушедшему бессмысленно — нельзя возродить смывшееся. От этого в нас есть страх перед возможностью не состояться. Чтобы состояться — нужно рождение. А для рождения нужны органы рождения, и такими в нас бродят тоскующие произведения искусства.
    Необходимость выражения страха—тоски в эстетике мышления связана с ощущением в России тоски по мировой культуре — “истинное произведение искусства отличается от неистинного тем, что истинное имеет содержание, рождающее тысячекратно родственные себе мысли в тысячах и миллионах других голов”. Через такой эстетический момент реального человеческого бытия он просматривает эстетику социальной реальности, расшифровывая внутреннюю задачу, которую задает эта тоска.
    Но для того, чтобы сотворить художественное произведение мысли, необходимо своей телесностью постичь правила мышления, которые в эстетике мышления показаны в сравнении мышления с немышлением, хотя такое немышление и есть та самая интеллектуальная процедура, предстающая перед нами как мышление. Эта мнимая мыслительноеть. Но поскольку люди “не располагают всеми теми возможностями, которые имеют”, а для начала движения мысли они не могут отделить свое существование от предмета мысли, то “существование является дополнительным элементом для мысли”. Мыслить в полноте своего существа, т. е. эстетически, и значит различать кажущееся и существующее.
    Радость мысли не может появиться сама по себе. Чтобы появилось что-то мыслительное, человек должен начать сначала, а для этого необходимо отказаться от самого себя. Нельзя посолить соль, мышление нельзя начать, можно лишь уже быть в мышлении. Нельзя традицию продолжить, можно лишь уже быть в традиции или нет. Поскольку “...человеческое существо есть существо трансцензуса”, то оно способно выйти за свои пределы, отказавшись от себя в пользу своего существования.
    В эстетике мышления очерчены и схвачены узловые места красоты свершающихся в них событий. И здесь осмыслены эстетические свойства мысли в пространстве понимания и пространстве страдания. Так в пространстве страдания мы вдруг сталкиваемся с тяжелой точкой, благодаря которой и можем увидеть себя. Эстетика мысли помогает разрешению наших этических проблем. Т. к. дурная бесконечность страдания связана с “бесконечностью описания и с таким бегом в дурную бесконечность”, то именно эстетический взгляд определен тем, что “в жизни нет того, что можно обозначить выражением — “и так далее”, т. к. “в человеческой жизни мы решаем бесконечные задачи, задачи понимания и этики и когда мы вынуждены поступать”. Этого нет и в произведении искусства. Чувство удовлетворения и понимания (т. е. эстетическое осознание) от качества свершенного поступка есть “токи убедительности”, которые могут прервать наш бег бесконечного описания.
    В книге М. Мамардашвили представлен и анализ “истерики возможности идеального”, способы разрешения извечного стремления человека обрести божественный дар “увидеть небо в чашечке цветка” (одно во многом или разное в разном), и многовариативная мета-эстетика языка. Лит.: Мамардашвили М. К. Эстетика мышления. M., I999.
    В. А. Кругликов

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. . 2001.


.

Игры ⚽ Нужно решить контрольную?

Полезное


Смотреть что такое "ЭСТЕТИКА МЫШЛЕНИЯ" в других словарях:

  • ЭСТЕТИКА — (от греч. aisthetikos чувствующий, чувственный) филос. дисциплина, изучающая природу всего многообразия выразительных форм окружающего мира, их строение и модификацию. Э. ориентирована на выявление универсалий в чувственном восприятии… …   Философская энциклопедия

  • Эстетика неклассическая — Экспериментально поисковый этап в современной эстетике, детерминированный общей ситуацией в техногенной цивилизации, культуре, искусстве, философии, науке второй пол. XX в., достигшей к концу столетия той точки бифуркации, за которой возможен или …   Энциклопедия культурологии

  • ЭСТЕТИКА НЕКЛАССИЧЕСКАЯ — экспериментально поисковый этап в современной эстетике, детерминированный общей ситуацией в техногенной цивилизации, в культуре, искусстве, философии, науке втор, пол. 20 в. К концу этого столетия ситуация достигла той точки бифуркации, за… …   Философская энциклопедия

  • Эстетика — составляет особую отрасль философии, занимающуюся красотой и искусством. Самый термин Э. происходит от греческого αίσθετικός, что значит чувственный, и в таком смысле встречается еще у самого основателя науки о прекрасном, Канта, в Критике… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Эстетика музыкальная —         дисциплина, изучающая специфику музыки как вида иск ва и являющаяся разделом философской эстетики (учения о чувственно образном, идейно эмоциональном освоении действительности человеком и об иск ве как высшей форме такого освоения). Э. м …   Музыкальная энциклопедия

  • Эстетика мистического — (греч. mystika таинство)    совокупность представлений и художественных приемов, посредством которых творческое сознание вводит в создаваемое им произведение искусства образы, свидетельствующие о существовании сверхчувственной, мистической… …   Эстетика. Энциклопедический словарь

  • Техническая эстетика — I Техническая эстетика         научная дисциплина, изучающая социально культурные, технические и эстетические проблемы формирования гармоничной предметной среды, создаваемой для жизни и деятельности человека средствами промышленного производства …   Большая советская энциклопедия

  • Техническая эстетика — I Техническая эстетика         научная дисциплина, изучающая социально культурные, технические и эстетические проблемы формирования гармоничной предметной среды, создаваемой для жизни и деятельности человека средствами промышленного производства …   Большая советская энциклопедия

  • древнерусская эстетика — (как парадигма) Русская средневековая эстетика (XI XVII вв.). В ее истории условно можно выделить два основных периода: 1. собственно средневековый (XI XVI вв.) и 2. переходный от средних веков к Новому времени (XVII в.). Для первого периода… …   Энциклопедия культурологии

  • Католическая эстетика —    1) система богословско философских и художественно эстетических принципов, организующих, направляющих творческое сознание художников, пребывающих в лоне католической Церкви;    2) обширная сфера художественно эстетических ценностей, чье… …   Эстетика. Энциклопедический словарь


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»