- ПОЛИЦЕНТРИЗМ
- ПОЛИЦЕНТРИЗМ
-
(от греч. poly — много, многое + лат. centrum — средоточие, многополярность, многополюсность) — принцип и основная структурная особенность геополитического устройства современного мира. В историческом плане П. идет на смену биполярной модели миропорядка, связанной с военно-политическим и идеологическим противостоянием Восток — Запад. Утверждение П. обусловлено устойчивой тенденцией к росту разнообразия региональных интересов в современном мире. Многополярная структура мира формируется под воздействием множества геополитических факторов, в числе которых видная роль принадлежит экономике. Геополитические полюсы, центры силы, ядро которых составляют одно или несколько государств, образуют вокруг себя интеграционные объединения экономического характера (напр., Европейский Союз). Система региональных объединений формируется также на основе этноцивилизационной и культурной общности. В современном мире произошло расширение спектра геополитических критериев доминирования. Напр., военный потенциал больше не является непременным атрибутом мирового центра силы или главным показателем сверхдержавности.
Многополюсный миропорядок характеризуется рядом особенностей. Во-первых, хотя внутри современных мировых полюсов явно выделяются «центры притяжения» (Япония, США, Китай, Германия), между самими полюсами нет четких и конфронтационных границ. Во-вторых, в условиях П. увеличивается число участников международных отношений, претендующих на первые роли, умножаются их индивидуальные интересы, а значит, возрастает количество поводов для конфликтов меньшего размаха, но по широкому кругу вопросов. В-третьих, с увеличением количества центров силы появляются возможности для новых геополитических комбинаций.
Философия: Энциклопедический словарь. — М.: Гардарики. Под редакцией А.А. Ивина. 2004.
- ПОЛИЦЕНТРИЗМ
-
ПОЛИЦЕНТРИЗМ — понятие, характеризующее множественную политическую структуру современного мира, субъекты которого предстают в качестве суверенных государственно-организованных центров силы и развития. Понятие “полицентризм” используется для квалификации определенных типов международных отношений. Современное многообразие типологий международных систем связано, как правило, с определением количества великих держав или сверхдержав и распределением силы (мощи, влияния) между ними. Эти понятия из словаря политического реализма стали основой большинства определений систем такого рода — биполярных, полицентричных, равновесных и имперских. Если к доминирующим двум государствам биполярной системы присоединяются сопоставимые с ними по мощи новые страны-челленджеры, то система трансформируется в полицентричную. К таковой же принадлежат равновесные системы (или системы баланса сил), где несколько государств сохраняют примерно равное влияние на ход международных событий. И только в международной системе имперского типа господствует единственная держава, далеко опережающая все остальные государства своей совокупной мощью. На основе такого подхода М. Каплан построил свою типологию международных систем, теоретически возможных в современном мире: система единичного вето, система баланса сил, гибкая или жесткая биполярная система, универсальная и иерархическая системы, где только две последние не связаны с принципом полицентризма.Современная система международных отношений в своих основах отражает состояние перехода от биполярности к полицентризму. В ней одновременно сосуществуют и развиваются три тенденции: 1) устремленная к биполярно-конфронтационной модели, в которой место бывшего СССР может занять социалистический Китай; 2) ведущая к закреплению однополюсно-авторитарной модели, когда мироустройство выверяется США, исходя из собственных национальных интересов и соображений; 3) ориентированная на формирование многополярного, или полицентричного, мира, межгосударственные отношения в котором должны регулироваться духом и буквой международного права и главную роль в которых будет играть баланс интересов ведущих государств — центров политического, экономического, культурного и военного влияния. Эта последняя модель представляется наиболее органичной и благодетельной для человечества, преобразующего основы своего жизнеустройства, но ее реализация столь же сложна, сколь и желанна.М. А. Мунтян
Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. Под редакцией В. С. Стёпина. 2001.
.