ЭПИСТЕМА


ЭПИСТЕМА
ЭПИСТЕМА
    ЭПИСТЕМА (от греч. επιστήμηзнание) — основное понятие концепции “археологии знания” М. Фуко, представленное в его книге “Слова и вещи. Археология гуманитарных наук” (1966, рус. пер. М., 1977), в которой европейская культура от Возрождения до наших дней рассматривается как определяемая тремя эпистемами — ренессансной, классической и современной. Эпистема в этой концепции Фуко выступает как культурно-познавательное априори, задающее условия возможности форм культуры и конкретных форм знания определенной исторической эпохи, причем ее основу составляют скрытые структуры, определяющие способ упорядочивания “вещей” в “словах” и обнаруживаемые в системе синхронистических изоморфизмов культурных феноменов. На формирование понятия эпистемы повлияли “историческая эпистемология” Г. Башляра и структуралистская традиция в гуманитарных науках, особенно широко представленная во Франции. Выдвигая понятие эпистемы, Фуко хотел преодо
    леть традиционную историк) идей, строящуюся в соответствии С заданными научно -дисциплинарными членениями и опирающуюся на понятия классической рациональности и объективности знания. “Нам бы хотелось, — говорит Фуко, — выявить эпистемологическое поле или эпистему, в которой познания, рассматриваемые вне всякого критерия их рациональной ценности или объективности, утверждают свою позитивность и обнаруживают т. о. историю, являющуюся не Историей их возрастающего совершенствования, а, скорее, историей их возможности” (Les mots et les choses. Une archйologie des sciences humaines. P., 1966, p. 13). В эпоху Возрождения, по Фуко, в основе познания лежала категория сходства или подобия, действовавшая в различных своих формах (“пригнанность”, “соперничество”, “симпатия/антипатия” и др.). В классическую эпоху (17 — нач. 19 в.) упорядочивающее мир представление вещей в знаках осуществляется с помощью категории тоэдества (и различия), поэтому характерным для нее познавательным средством выступает таблица. В современную эпоху (с нач. 19 в.) освоение мира осуществляется методами интерпретации и формализации.
    В “Археологии знания” (1969) понятие эпистемы не только существенно переосмысляется Фуко, но и вообще отходит на задний план. Эпистема здесь — это уже не культурная трапсценденталия, задающая способ упорядочивания мира, а подвижная сеть отношений на уровне регулярностей дискурса как практики, налагающая на его конкретные разновидности определенные ограничения. В философии науки понятие эпистемы иногда используется в смысле, близком к значению понятия парадигмы, однако при сохранении определенного различия между ними, обусловленного разными мыслительными контекстами формирования этих понятий. Оба понятия подчеркивают своеобразие и дискретность крупномасштабных Интеллектуальных формаций, характерных для различных исторических эпох.
    В. IО. Визгин

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. . 2001.


.

Смотреть что такое "ЭПИСТЕМА" в других словарях:

  • Эпистема — (гр. еpisteme білім) – нақты тарихи кезеңдегі білім шеңберін белгілейтін тәжірибеден бұрын берілген тарихи өзгермелі құрылымдар. Бұл ұғымды М.Фуко «Сөздер мен заттар: гуманитарлық ғылымдар археологиясы» (1966) атты еңбегінде енгізіп, «сөздер мен… …   Философиялық терминдердің сөздігі

  • эпистема —         ЭПИСТЕМА (от греч. episteme знание) опорное понятие концепции «археологии знания» М. Фуко, представленной в книге «Слова и вещи». Фуко называет Э. совокупность объективных категорий, неких историко познавательных априори, которые, в свою… …   Энциклопедия эпистемологии и философии науки

  • эпистема — ы, ж. épistème m. <гр. episteme наука. Важнейшее понятие концепции М. Фуко ( M. Foucault, 1926 1984 ), получившее широкое употребление в современной философии. Согласно Фуко, это общее пространство знания, скрытое от непосредственного… …   Исторический словарь галлицизмов русского языка

  • эпистема — Франц. episteme. Одно из главных понятий в системе интерпретации истории как ряда «прерывностей», выдвинутое М. Фуко в середине 60 х гг. Оно явилось результатом еще структуралистских представлений ученого, в соответствии с которыми он, как и… …   Постмодернизм. Словарь терминов.

  • Эпистема — Персонификация Эпистемы в Библиотеке Цельсия, Эфес, Турция. Эпистема  один из основных терминов философии Мишеля Фуко …   Википедия

  • ЭПИСТЕМА — (episteme) (греческое) структура знания или, если пользоваться термином Фуко, дискурс формирование, определяющее способ, которым мир представляется или видится . В этом смысле термин имеет сходство с понятиями парадигмы или проблематики (см.… …   Большой толковый социологический словарь

  • ЭПИСТЕМА — (греч.): структура знания или, если пользоваться термином Фуко, дискурс формирование, определяющее способ, которым мир представляется или видится . В этом смысле термин имеет сходство с понятиями парадигмы или проблематики …   Евразийская мудрость от А до Я. Толковый словарь

  • ФУКО —         (Foucault) Мишель Поль (1926 1984) франц. философ, культуролог, эстетик. Преподавал в ун тах Парижа, Клермон Феррана, Варшавы, Уппсалы, Гамбурга и др., с 1970 ФУКО в Коллеж де Франс. Начинал как структуралист, затем с сер. 60 х гг.… …   Энциклопедия культурологии

  • Фуко, Мишель — Мишель Фуко Michel Foucault Дата рождения …   Википедия

  • Мишель Фуко — Дата и место рождения: 15 октября 1926 ( Пуатье, Франция) …   Википедия

Книги



Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

We are using cookies for the best presentation of our site. Continuing to use this site, you agree with this.