ЭЛИАС


ЭЛИАС
ЭЛИАС
    ЭЛИАС (Elias) Норберт (22 июня 1897, Бреслау — 1 августа 1990, Амстердам) — немецкий социолог. Защитив первую диссертацию по философии в университете Бреслау (1924) под руководством Р. Хенгисвальда, Элиас работал ассистентом в Гейдельберге и Франкфурте-на-Майне, в 1933 завершил вторую диссертацию под руководством К. Мангейма, но защищать ее в Германии у него уже не было возможности. Он эмигрирует, живет сначала в Париже, а с 1935 — в Лондоне, завершая свой главный труд “О процессе цивилизации. Социогенетические и психогенетические исследования”, который вышел в 1939 в Швейцарии. После 2-й мировой войны Элиас преподает социологию в Лейчестере, публикует ряд работ по общей социологии, социологии знания, спорта и т. д. После выхода на пенсию жил в Амстердаме, время от времени читая курсы в немецких университетах (прежде всего в Билефельде). С конца 1960-х гг. его концепция получает широкую известность, у него появляется значительное число последователей в Голландии, Германии и Австрии (в Амстердаме находится Фонд Норберта Элиаса, в Марбахе — его архив). В 1977 Элиас удостоился премии им. Адорно г. Франкфурта-наМайне.
    Позднее признание учения Элиаса связано не только с внешними обстоятельствами, но также с тем, что в послевоенной Европе преобладали привнесенные из США социологические теории (бихевиоризм, структурно-функциональная теория Парсонса, символический интеракционизм и др.). Будучи наследником немецкой социологии начала 20 в. (как М. Вебера, так и А. Вебера), а отчасти и эволюционизма 19 в., Элиас негативно относился к социологическим теориям, которые редуцировали процессы к состояниям и соотносили “общество”, т. е. совокупность автономных структур, с неизменными “индивидами”. Ложные философские предпосылки, обусловленные не только эмпиристской традицией, но также и либеральной идеологией, ведут к односторонности выводов в области собственно социологических исследований. Индивид всегда уже социализирован, а общество в свою очередь образуется из сети взаимосвязей между обладающими конкретным историческим обликом людьми. Предметом исследования социальных наук в таком случае являются изменчивые взаимозависимости (“фигурации”) между людьми со специфической организацией душевных процессов, с исторически неповторимой личностной структурой. Эти изменения не выводятся из неких возвышающихся над историей универсальных законов (Элиас подвергает критике экономизм либералов и марксистов), но они не являются и случайными. Задачей социальных наук является установление закономерностей в долговременных рядах изменений.
    К такого рода долговременным процессам относятся изменения в поведении людей, которые Элиас называет “процессом цивилизации”. Цивилизация рассматривается им не как абстрактная тотальность (“западная”, “китайская” или др. цивилизации) и не как состояние, но как движение, происходящее независимо от проектов и волеизъявлений людей. Сами понятия “цивилизация”, “цивилизованность”, “культура” в их противопоставлении “варварству”, “дикости”, “животности” обладают своей историей. Окончательное оформление стандарта поведения, который именуется “цивилизованным”, происходило в 18—19 вв. в буржуазном обществе. Но “третье сословие” унаследовало основные черты этого культурного кода от придворной аристократии — он распространяется сверху вниз, от высших слоев к низшим (подобно тому, как на протяжении 19—20 вв. он распространялся на рабочих). В работе “Придворное общество” (переработанный текст его диссертации 1930-х гг.) Элиас проводит детальный анализ “куртуазной” культуры, поведения и мышления аристократии. Он оспаривает концепции, в которых истоки современной рациональности обнаруживаются то в протестантской этике, то в гуманизме Возрождения, то в науке Нового времени, то в буржуазном просветительстве. За этими идейными образованиями стоят изменения на ином уровне — индивидуальной психики, социального характера, форм общения между людьми. Подобно тому как современное государство — наследник абсолютной монархии, так и западная “цивилизованность” и рациональность генетически связаны с культурой придворного общества. Тот механизм контроля над аффектами и влечениями, который чуть ли не автоматически действует у “цивилизованного” человека, имеет долгую историю. Рационализация поведения происходит вместе с ростом числа взаимозависимостей между людьми, с удлинением цепей обмена товарами, услугами, информацией. Самоконтроль и стабильность поведенческих реакций возможны и необходимы в обществе с высокой степенью безопасности, обеспечиваемой государственной монополией налегитимное насилие. Эта монополия появляется в Европе вместе с абсолютной монархией, которая налагает ограничения и на феодальное сословие, ранее руководствовавшееся не столько силой права, сколько правом силы. Все позднейшие формы рациональности, включая научную, имеют своим истоком рост дистанции между людьми, появление механизмов самоконтроля и вытеснения социально неприемлемых влечений. Генезис этих механизмов рассматривается Элиасом в его главной работе “О процессе цивилизации”. В качестве исходного пункта им берутся запреты и предписания позднего Средневековья. По изменяющимся привычкам, манерам, формам общения Элиас прослеживает трансформацию психических структур, происходящую параллельно с возникновением абсолютных монархий из множества феодальных уделов. Эта одновременная транс
    формация на макро- и микроуровне есть “процесс цивилизации”. Демографические, экономические и т. п. процессы складываются из взаимодействия людей и задают условия “борьбы за жизненные шансы”; рост взаимозависимости накладывает ограничения на поведение; внешнее принуждение интериоризируется как совокупность запретов, которые в дальнейшем усваиваются в раннем детстве и становятся составными частями Сверх-Я. Усиливающееся в “процессе цивилизации” Сверх-Я понимается Элиасом не как результат разрешения эдиповского конфликта в раннем детстве, но как социально детерминированная структура (хотя психоанализ был одним из главных источников его социологии). Культурный код поведения менялся вместе с его носителями. Никто не планировал превращение неотесанных феодалов в изящных придворных, равно как и переход от “куртуазности” к “цивилизованности” среднего класса. Социальная эволюция и трансформация habitus'a индивидов представляют собой один и тот же процесс. “Фигурации” представляют собой результат взаимодействия между индивидами и группами — кооперации, дифференциации функций, борьбы за монополизацию “жизненных шансов”. Из межгрупповых отношений Элиас уделил наибольшее внимание отношению между представителями “истеблишмента” и группами “аутсайдеров”.
    В работах по социологии знания Элиас стремился показать генезис научного мышления и форм искусства, изменение некоторых фундаментальных понятий (напр., времени) в связи с изменениями социальных и психических структур. Широкая известность концепции Элиаса во многом связана с тем, что его работы 1930-х гг. оказались созвучными “истории ментальностей” (школа “Анналов”) и работам тех историков и социологов, которые обратились к изучению “повседневной жизни” в 1970—80-е гг.
    Соч.: Über den Prozess der Zivilisation. Soziogenetische und psychogenetische Untersuchungen, Bd. I—II. Bern, 1939 (переизд. 1969); Was ist Soziologie? Münch., 1970; Die höfische Gesellschaft. Untersuchungen zur Soziologie des Königtunis und der höfischen Aristokratie. Fr./M., 1989; Studien über die Deutschen. Fr./M., 1989; Engagement und Distanzierung. Fr./M., 1990; Mozart: Zur Soziologie eines Genies. Fr./M., 1990.
    A. M. Руткевич

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. . 2001.


.

Смотреть что такое "ЭЛИАС" в других словарях:

  • ЭЛИАС —         (Elias) Норберт (1897 1990) нем. Социолог эмигрант, преподавал в Англии, последние годы жизни провел в Голландии. Автор многочисл. работ по общей социологии, социологии знания, науки, искусства, спорта и т.д. Широкую (хотя и позднюю)… …   Энциклопедия культурологии

  • Элиас — (имя)  мужское имя Мануэль де Элиас  мексиканский композитор и дирижёр. Список значений слова или словосочетания со ссылками на соответств …   Википедия

  • Элиас — (Николас Elias) живописец, один из лучших портретистов голландской школы; родился в 1590 или 1591 г. в Амстердаме, где и умер между 1650 и 1656 годами. Получил образование под влиянием А. ван дер Ворта, у которого учился еще в детстве. В своих… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • элиас — сл. кличка …   Hacker's dictionary

  • Элиас Гау — Элиас Хоу Элиас Хоу (Elias Howe, 9 июля 1819 3 октября 1867) американский техник, предприниматель, один из изобретателей швейной машины. Родился в городе Спенсер штата Массачусетс, в 15 км от Вустера. Хоу провёл детство и юность в Массачусетсе,… …   Википедия

  • Элиас Гоу — Элиас Хоу Элиас Хоу (Elias Howe, 9 июля 1819 3 октября 1867) американский техник, предприниматель, один из изобретателей швейной машины. Родился в городе Спенсер штата Массачусетс, в 15 км от Вустера. Хоу провёл детство и юность в Массачусетсе,… …   Википедия

  • Элиас Хоу — (Elias Howe, 9 июля 1819 3 октября 1867) американский техник, предприниматель, один из изобретателей швейной машины. Родился в городе Спенсер штата Массачусетс, в 15 км от Вустера. Хоу провёл детство и юность в Массачусетсе, проходил обучение на… …   Википедия

  • Элиас Рекордс — Элиас Records Основан 1993 Основатели Ян Миренский Статус [ закрыт ] Жанр рок, рэп, трип хоп, поп, альтернативный рок, техно Страна …   Википедия

  • Элиас Хауа Милано — Элиас Хауа Милано …   Википедия

  • Элиас Лённрот — Систематик живой природы Автор наименований ряда ботаническ …   Википедия

Книги

Другие книги по запросу «ЭЛИАС» >>