ЭВОЛА

ЭВОЛА
ЭВОЛА
    ЭВОЛА (Evola) Юлиус (наст. имя — Джулио Чезаре) (19 мая 1898, Рим — 11 июня 1974, там же) — итальянский философэзотерик, поэт, художник, культуролог, политический деятель. В начале 1920-х гг. был близок к футуристам и дадаистам, дружил с Т. Тзара, выпустил несколько сборников стихов в духе авангарда, выставлял свои абстрактные полотна в Риме, Берлине и Париже. В то же время интересовался всякого рода мистическими учениями, особенно даосизмом, алхимической герметикой и тантрой. С 1925 — член редколлегии римского журнала “Atanor e Ignis” (“Атанор и огонь”). В одной из первых своих книг — “Человек как возможность” (1925) призывает к освоению восточных эзотерических доктрин в целях развития западной духовной культуры. В 1926 создает “Труппу Ур”, занимавшуюся “практической” эзотерикой; итогом этого стал коллективный труд “Введение в магию как науку Ио” (Introduzione alla magia quдle scienza dell' Ιο, ν. 1—3). Книга “Языческий империализм”, (Impйrialisme pagano, 1928, рус. пер. 1994), вызвавшая резкую критику со стороны католических кругов, подразумевает отказ от христианских духовных ценностей, гальванизацию проблематической “средиземноморской традиции” и воскрешение языческой духовности Римской империи. Там же впервые звучат нарекания в адрес итальянского фашизма за его половинчатую позицию в отношении католицизма и излишний, по мнению Эволы, демократизм, — нарекания, которые перейдут в прямую критику в позднем сочинении “Фашизм. Опыт критического анализа с точки зрения Правой” (II fascisme. Saggio di una analisi critica dal punto di vista dйlia Dйsira, 1964). В книгах “Бунт против современного мира” (“Rivolta contra il mondo modemo”, 1934) и “Мистерия Грааля и гибеллиновская традиция Империи” (1937) (частичный рус. пер. 1991) развивается одно из основных историософских положений Эволы относительно превосходства царской “традиции” над “традицией” жреческой, действия над созерцанием, из чего, в частности, следует, что история св. Грааля является в сущности “гиперборейской” и дохристианской. Несколько особняком среди довоенных трудов Эволы стоит переведенная на многие европейские языки “Герметическая традиция” (1931), в которой вычитывается не постулируемое напрямую утверждение о том, что алхимия является прежде всего духовной наукой, разновидностью аскезы, необязательно ведущей к реальной трансмутации металлов. С 1934 Эвола регулярно участвует в конференциях, происходивших в Берлине и Бремене по инициативе Г. Гиммлера, где знакомится с А. Розенбергом и М. Элиаде. Выступления на этих конференциях подытожены в его книге “Синтез расовой доктрины” (Sintesi dйlia dotrina dйlia razzo, 1941), где он предлагает собственный вариант деления человечества на расы, среди которых нет ни высших, ни низших, но лишь преобладают те или иные “тенденции”: “теллурическая” (славяне и африканцы), одержимая влечением к смерти; дионисийская (“Carpe diem” — “Лови мгновение”); лунарная (основная темаискупление) и “фаустианская, титаническая и ницшеанская”. В том же 1941 он был принят Муссолини, который призывал его к сотрудничеству с фашистским правительством, на что Эвола ответил: “Но я же не фашист, дуче”. Весной 1945 он был тяжело ранен во время налета союзной авиации на Вену, оказался надолго прикованным к постели и навсегда отошел от политической деятельности. В 1950 был арестован по обвинению в сотрудничестве с фашистским режимом, но после громкого процесса, состоявшегося в следующем году, оправдан и отпущен на свободу. В 1958 выходит “Метафизика пола” (Metafisica del sesso, рус. пер. 1996), направленная против современного порнобума; в ней доказывается, что сексуальность порождается не фрейдовским либидо, а трансцендентными, надчеловеческими силами. Труд “Оседлать тигра” (Cavalcare la tigre, 1961), вдохновленный даосской теорией и практикой, по-новому обыгрывает излюбленную тему Эволы о примате действия над созерцанием: чтобы сохранить свое духовное “я”, человек должен идти навстречу опасностям, стремясь “оседлать тигра” как в самом себе, так и во внешнем мире. Литературным “завещанием” Эволы стала автобиографическая книга “Киноварный путь” (П camin del cinabro, 1963), в названии которой содержится намек на даосскую технику достижения бессмертия.
    awf.-.Jesif. Culture d' Destra. MU., 1979; VeneyaniM. Evola tra filosofia e tradizione. Roma, 1984; Di Vona P. Evola e Guenon, tradizione e civilité. Napoli, 1985; Tedeschi F. Dal füturisomo alla magia: Evola e l'arte d'avanguardia. Roma, 1989.
    Ю. H. Стефанов

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. . 2001.


.

Игры ⚽ Нужна курсовая?

Полезное


Смотреть что такое "ЭВОЛА" в других словарях:

  • Эвола — Эвола, Юлиус Юлиус Эвола философ традиционалист, политик. Дата рождения: 19 мая 1898(1898 05 19) …   Википедия

  • ЭВОЛА —         (Evola) Чезаре Андреа Джулиаию (1898 1974) итал. философ. В 1915 21 занимался живописью, примыкал к футуризму, затем к дадаизму. В дальнейшем отошел от искусства и посвятил себя философии. В его системе, испытавшей влияние Ницше,… …   Энциклопедия культурологии

  • Эвола Ю. — Юлиус Эвола философ традиционалист, политик. Дата рождения: 19 мая 1898 Место рождения: Рим (Италия) Дата смерти: 11 июня 1974 Мест …   Википедия

  • Эвола, Юлиус — Юлиус Эвола Giulio Cesare Andrea Evola философ эзотерик …   Википедия

  • Эвола Юлиус — Юлиус Эвола философ традиционалист, политик. Дата рождения: 19 мая 1898 Место рождения: Рим (Италия) Дата смерти: 11 июня 1974 Мест …   Википедия

  • Юлиус Эвола — философ традиционалист, политик. Дата рождения: 19 мая 1898 Место рождения: Рим (Италия) Дата смерти: 11 июня 1974 Мест …   Википедия

  • Фашизм: критика справа — (итал. Il Fascismo. Saggio di una Analisi Critica dal Punto di Vista della Destra)  политический трактат Юлиуса Эволы, опубликован в 1964 году. Содержание 1 Структура 2 Содержание …   Википедия

  • ГЕНОН —         (Guenon) Рене Жан Мари Жозеф (1886 1951) франц. мыслитель и мистик. Пройдя период увлечения теософией и оккультизмом, Г. в 1912 принял ислам, а в 1930 переехал в Каир, связав свою жизнь и лит. деятельность с исламским миром. Его… …   Энциклопедия культурологии

  • ЯЗЫК СИМВОЛОВ —         древний метаязык культур, выражение внутр. красоты и смысла космич. целого. Происхождение многих символов коренится в глубине тысячелетий, в архаичных культурах и древних цивилизациях, органичным элементом к рых они являлись. Символы… …   Энциклопедия культурологии

  • Национализм — Не следует путать с нацизмом. У этого термина существуют и другие значения, см. Национализм (значения). Пробуждение Уэльса, Кристофер Уильямс, 1911. Образ Венеры как аллегория рождения нации Национализм …   Википедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»