- ЭБНЕР
- ЭБНЕР
-
ЭБНЕР (Ebner) Фердинанд (1882—1931) — австрийский философ, представитель диалогической философии. Работал учителем в Габитце, около Вены. В отличие от трансцендентализма, который отстаивал существование единого, гомогенного трансцендентального сознания, Эбнер исходит из существования единичного, конкретного человека, который не изолирован, а неотрывен от связи с “Ты”. “Я и Ты — это духовные реальности жизни. Развитие следствий из этого и из познания того, что Я существует только в своем отношении к Ты, а не вне его, могло бы, вероятно, поставить философию перед новой задачей” — понять экзистенцию Я из отношения к Ты (Ebner F. Das Wort und die geistige Realitдt, Gesammellte Wirke, Bd l. Wien, 1952, S. 25).Это диалогическое отношение “Я” и “Ты” существует благодаря языку. Эбнер в своей философии, называемой им “пневматологиейдуха”, под влиянием И. Гамана, С. Кьеркегора и В. Гумбольдта подчеркивает фундаментальную значимость слова в формировании духовной реальности — вся духовная жизнь в нас обусловлена словом и через слово нацелена опять-таки на отношение к духовному вне нас. Исток языка и слова — Бог, они — откровение Бога человеку. Переход от неповторимой личности к объективному духу Эбнер рассматривал как переход от 2-го грамматического лица к 3-му лицу. Я подобно Богу, что налагает на каждого человека моральную ответственность и долг быть подобным абсолютному Ты.Соч.: Die Sinnhaftigkeit des Wirtes, Gesammelte Wfcrke, Bd 2. Wien, 1952; Aphorismen und Tagebuchblätter, Gesammelte Wrke, Bd 2. Wien, 1952; Zur Grammatik der Existenzialaussage, Gesammelte Werke, Bd 3. Wien, 1952; в рус. пер.: Выдержки из дневника,— В кн.: Философско-литературные цггудии, вып. 2. Минск, 1992, с. 366—374; Из записных книжек.— В кн.: Машин В. Д. Я'а Другой (истоки философии “диалога” XX века). СПб., 1995, с. 115—128; Слово и духовные реальности.— В кн.: От Я к Другому Минск, 1997, с. 28—45.АО.
Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. Под редакцией В. С. Стёпина. 2001.
.