“ШАДДАРШАНА-САМУЧЧАЯ”

“ШАДДАРШАНА-САМУЧЧАЯ”
“ШАДДАРШАНА-САМУЧЧАЯ”
    “ШАДДАРШАНА-САМУЧЧАЯ” (санскр. “Saddarsanasamuccaya” — “Сводка [доктрин] шести философских систем”) — один из первых компендиумов по основным системам в индийской философии, составленный в 8 в. джайнским философом-энциклопедистом Харибхадрой, которому приписывается ок. 25 сочинений. Текст “Шаддаршана-самуччаи” написан на санскрите и состоит из 87 стихов (популярным размером шлока). После введения, где Харибхадра уведомляет читателя, что мудрый должен знать шесть философий в соответствии с признаваемыми в них божествами и основными положениями (таттва), он излагает их в последовательности: буддизм, ньяя, санкхья, джайнизм, вайшешика, миманса, локаята. На деле их получается семь, но автор поясняет, что “некоторые” считают ньяю и вайшешику за одну систему: это дает ему возможность добавить локаяту, также включаемую некоторыми философами в требуемую шестерку даршан (ст. 72). Харибхадра излагает положения других даршан настолько объективно, что его конфессиональная принадлежность обнаруживается лишь в одном оценочном замечании, по которому джайнская доктрина свободна от ошибок и противоречий (ст. 53). “Шаддаршана-самуччая” позволяет считать, что ньяя и вайшешика “сливались” в сознании некоторых индийских философов уже в раннем средневековье — еще до образования синкретической ньяя-вайшешики. Удивительное опущение набиравшей силу веданты — “утгара-мимансы” объяснимо лишь при допущении ее ассоциации с “пурва-мимансой”. Безоценочность “Шаддаршана-самуччаи” отличает этот компендиум от буддийской “Таттва-санграхи”, в которой изложение чужих доктрин сопровождается их опровержением. Построение “Шаддаршана-самуччаи” принципиально отличается от структуры ведантийских компендиумов, в которых даршаны излагаются по иерархическому принципу: от “низшей” локаяты к “высшей” веданте. Наиболее обстоятельный комментарий к “Шаддаршана-самуччае” принадлежит джайнскому философу Гунаратне (15 в.).
    Изд.: Shaddarsana-samuccaya, by Haribhadra with Gunaratna's Commentary Tarkarahasya-dоpika, йd. by L. Suali. Calcutta, 1905.
    В. К. Шохин

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. . 2001.


.

Игры ⚽ Поможем решить контрольную работу

Полезное


Смотреть что такое "“ШАДДАРШАНА-САМУЧЧАЯ”" в других словарях:

  • «ШАДДАРШАНА-САМУЧЧАЯ» — (санскр. «Ṣaddarśana samuccaya» – «Сводка [доктрин] шести философских систем») – один из первых компендиумов по основным системам в индийской философии, составленный в 8 в. джайнским философом энциклопедистом Харибхадрой, которому приписывается… …   Философская энциклопедия

  • ХАРИБХАДРА СУРИ —         известный философ, логик, историк. Родился в г. Читракута (совр. Читоргарх) в Раджастане, по видимому, в начале IX в. в семье брахмана и получил прекрасное классич. образование. Изучал он и другие системы мысли, его известный комментарий… …   Словарь индуизма

  • Локаята — (также чарвака, санскр. चार्वाक)  материалистическое учение Древней Индии. Школу локаята считают атеистической. Локаятиками в начальный период индийской философии называли профессиональных спорщиков, многие из которых были собеседниками… …   Википедия

  • ДЖАЙНСКАЯ ФИЛОСОФИЯ —     ДЖАЙНСКАЯ ФИЛОСОФИЯ философская традиция, надстраивавшаяся в течение веков над “догматическим” и сотериологическим преданием джайнизма и со. провождавшая его внутренние схизмы и полемический диалог с другими индийскими религиями, но… …   Философская энциклопедия

  • ФИЛОСОФИЯ В ИНДИИ —     ФИЛОСОФИЯ В ИНДИИ. Вопрос о том, существовал ли в Индии вообще эквивалент общего понятия “philosophia”, а если существовал, то какой конкретно термин индийской культуры ему соответствовал, традиционный предмет дискуссии в индологии. Г Якоби,… …   Философская энциклопедия

  • ЧАРВАКА —     ЧАРВАКА (санскр. cдrvдka) материалистическая система индийской философии, которую по традиции возводят к мудрецу Брихаспати. Возможно, это и имеет какие то основания, ибо в “Артхашастре” с этим именем соотносится школа, отрицающая (в отличие… …   Философская энциклопедия

  • ФИЛОСОФИЯ В ИНДИИ. — ФИЛОСОФИЯ В ИНДИИ. Вопрос о том, существовал ли в Индии вообще эквивалент общего понятия «philosophia», a если существовал, то какой конкретно термин индийской культуры ему соответствовал, – традиционный предмет дискуссии в индологии. Г.Якоби, а… …   Философская энциклопедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»