ШАБДА-АДВАЙТА


ШАБДА-АДВАЙТА
ШАБДА-АДВАЙТА
    ШАБДА-АДВАЙТА (санскр. вabdadvaita— недвойственность слова) — религиозно-философская концепция индийского грамматиста Бхартрихарч. Изложена гл. о. в первой части (“Брахма-канда” — “Глава о Брахмане”) его трактата “Вакытадия”. “Лингвистический монизм” (как часто интерпре
    тируют шабда-адвайту) обозначил, с одной стороны, отказ Бхартрихари от реалистической теории значений, разделяемой прежними грамматистами, а также мимансой, ньяей и вайшешикой, с другой — его сближение с монистическими и абсолютистскими традициями, восходящими к Упанишадам и ярко выраженными в буддийской виджняна-ваде.
    Если для реалистов основой всякого познания было прежде всего чувственное восприятие (пратьякша), особенно первая его фаза, на которой объект еще не дифференцируется в сознании и не получает словесного определения (нирвикальпа пратьякша), то для Бхартрихари несловесное познание невозможно в принципе: “В мире нет ни единой идеи, мысли или понятия (pratyaya), которые не приняли бы форму слова, все познание пронизано словом” (Вакьяпадия 1.123). Под словом Бхартрихари понимает нечто более фундаментальное, чем словесную форму речи. Оно выступает у него символом первоначального внутреннего единства сознания, еще не рожденной лингвистической формы и обозначаемого объекта, а познание — интуитивным открытием в себе этого глубинного Слова, врожденного всем существам, Это первичное, всеобъемлющее слово Бхартрихари отождествляет с единым и вечным Брахманом. Хотя грамматист и говорит о подлинном единстве и неделимости Брахмана в противовес кажущейся разделенности, он не проводит противопоставления (появляющегося у Шанкары) между подлинной реальностью и иллюзией, между истинным познанием (видья) и метафизическим незнанием (авчдья). Если высшая реальность Шанкары — лишенный всех характеристик БрахманАбсолют, пребывающий в вечности, незыблемый, то Брахман Бхартрихари содержит в себе реальные потенции-силы — шакти. Т. о., в отличие от статического монизма Шанкары монизм Бхартрихари динамичен в своей основе. Многообразие мира и многообразие речи в конечном счете нереальны, но реальны силы-потенции Брахмана, вызвавшие их к жизни. Благодаря своим шакти Брахман предстает как субъект, объект и акт познания.
    Онтология Бхартрихари — “онтология потенций-сил” (М. Биардо). Грамматист наделяет такими силами буквально все — слова (выразительная, сигнификативная сила слова), понятия, вещи, события. В его мире ничто не реализовано полностью и окончательно, ничто не равно самому себе, все находится в процессе раскрытия, проявления, манифестации. Фактически сущее, включая язык, есть только игра таких сил, игра шакти. Каждый объект обладает всеми потенциями, слово — всеми значениями. Бесконечность языка сталкивается с бесконечностью объекта в каждом конкретном вербальном акте, но это не значит, что вербальное познание в принципе невозможно. Оно возможно, поскольку осуществляется сознательным субъектом, который, учитывая общий контекст ситуации, выбирает определенный аспект реальности и наиболее подходящее для него слово. В терминах Бхартрихари выбор зависит от намерения говорящего (vivakзita).
    Если в основе всего сущего, включая нас самих, лежит не чистое сознание-бытие, а значимое слово, содержащее хотя и очень тонкое, немыслимое и непроизносимое, но все же “послание”, то мы вправе ожидать, что послание должно быть “прочитано”, “понято”, “расшифровано” неким сознающим “Другим”. Это высшее слово-послание есть прежде всего Веда, а его адресатами являются члены высших варн (сословий). С одной стороны, Веды являются средством приближения к Брахману — сущности слова, с другой — они сами — многоликие проявления Слова, за которыми можно разглядеть его фундаментальное единство, символизируемое лранавой, слогом “Ом”. Придав высший статус слову, Бхартрихари, не жалея красок, превозносит сотериологическую ценность грамматики: “Она [грамматика] является первой ступенью на лестнице, ведущей к совершенству, а для тех, кто ищет освобождения (мокша), является прямым царским путем [к нему]” (Вакьяпадия 1.16). См. также ст. Спхота, Шабда.
    В. Г. Лысенко

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. . 2001.


.

Смотреть что такое "ШАБДА-АДВАЙТА" в других словарях:

  • ШАБДА —     ШАБДА (санскр. йabda слово, звук) в индийской мысли широкий спектр явлений: звук, шум, фонема, звук речи, слово, фраза, язык в целом, речь. Практически все названные явления имели свои специфические названия (шум и звук дхвани, или нала,… …   Философская энциклопедия

  • БХАРТРИХАРИ —     БХАРТРИХАРИ (санскр. Bhartrhari) (5 в.) индийский философ и грамматист, автор метрического трактата “Дакьяпадия” (“О предложении и слове”), отождествляемый преданием с Бхартрихари поэтом, автором цикла назидательных поэм “Шатака траям” (“Три… …   Философская энциклопедия

  • “ВАКЬЯПАДИЯ” —     “ВАКЬЯПАДИЯ” (саискр. Väkyapadiya “О предложении и словес самое известное сочинение по философии языка в Индии, созданное Бхартрихари в 5 в. Состоит из 2000 стихов (карика), распределенных по трем частям (кандам): “Брахма каида” (“Глава о… …   Философская энциклопедия

  • «ВАКЬЯПАДИЯ» — (санскр. Vākyapadiya – «О предложении и слове») – самое известное сочинение по философии языка в Индии, созданное Бхартрихари в 5 в. Состоит из 2000 стихов (карика), распределенных по трем частям (кандам): «Брахма канда» («Глава о Брахмане»),… …   Философская энциклопедия

  • ИНДИЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ — многообразие локальных характеристик в контексте родовых признаков философии, которое можно реконструировать на материале текстов инд. культуры в историческом движении традиционалистского полиформизма. Под родовыми признаками философии,… …   Философская энциклопедия

  • Веданта — Статья из раздела Философия индуизма Школы Санкхья · Йога …   Википедия

  • Уттара-мимамса — Статья из раздела Философия индуизма Школы Санкхья · Йога · Ньяя · Вайшешика · Пурва мимамса · Веданта (Адвайта · …   Википедия

  • Кришнаитское богословие — Статья по тематике Индуизм История · Пантеон Направления Вайшнавизм · Шиваизм Шактизм · Смартизм …   Википедия

  • Гаудия-вайшнавское богословие — Статья по тематике Индуизм История · Пантеон Направ …   Википедия

  • Ачинтья-бхеда-абхеда — Статья из раздела Философия индуизма Школы Санкхья · Йога …   Википедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

We are using cookies for the best presentation of our site. Continuing to use this site, you agree with this.