- “ЧТО ТАКОЕ ФИЛОСОФИЯ?”
- “ЧТО ТАКОЕ ФИЛОСОФИЯ?”
-
“ЧТО ТАКОЕ ФИЛОСОФИЯ?” (^Que es fdosofia?) - работа X. Ортеги-и-Гассета. Опубликована в 1957 на основе курса лекций, прочитанных в 1929. Первоначально лекции публиковались в испанской газете “El Sol” и в аргентинской “La Nacion”. Ортега начал читать курс в Мадридском университете, после его закрытия в связи с забастовкой студенчества продолжил чтение в театре, что стало событием в интеллектуальной жизни Испании.Ортега видел задачу в том, чтобы сделать новый по сравнению с рационализмом Нового времени (Ортега называет его идеализмом) шаг в понимании природы философии. “Преодоление идеализма — это огромная интеллектуальная задача, высокая историческая миссия нашей эпохи” (здесь и далее цит. по: Ортега-и-Гассет X. Что такое философия? М., 1991, с. 150). Но превзойти — значит наследовать, сохранить и внести свое. Поскольку сущность философии заключена в идее бытия, для Ортеги именно “пересмотр идеи бытия означает коренной пересмотр философии” (с. 152). Высоко оценивая идеи рационалистической философии, открывшей “первичную реальность сознания, субъективности”, обнаружившей новую форму реальности — бытие мышления и тем поднявшей философию на новый уровень, он вместе с тем отмечает два момента. Во-первых, в понимании Декарта бытие остается субстанциональным. Субъект, Я — это мыслящая, но вещь, свойством и проявлением которой является мышление. Тем самым Декарт, в понимании Ортеги, открывает новый философский мир и одновременно уничтожает его. Во-вторых, “ошибка идеализма состояла в том, что он превратился в субъективизм, в подчеркивание зависимости вешей... от моей субъективности” (с. 159); в итоге само Я, мыслящий субъект, поглотив внешний мир, оказалось заточенным в своей субъективности.Ортега считал необходимым внести поправки в сам исходный момент философии: исходной данностью Универсума является не существование мышления и я, мыслящего, а неразрывность моего существования с миром, когда я отдаю себе отчет о мире, занимаюсь этим миром. В этом случае сознание, Я выходит из заточения в мир, но сохраняет свою интимность, субъективность, и т. о. преодолевается субъективизм.Эта исходная данность есть “моя жизнь”, которую Ортега определяет как “огромное явление, предшествующее всей биологии, всей науке, всей культуре” (с. 162), как “то, что мы делаем, и то, что с нами происходит”, как проблему, которую мы должны решать, выбирая из многих возможностей. Он считает, что обнаружение “жизни” как исходной данности дает начало новой идее бытия, новой онтологии. “Моя жизнь” — это “нуждающееся бытие”, поскольку это не только Я — субъект, но и мир: жить — это “находиться перед миром, с миром, внутри мира, быть погруженным в его движение, в его проблемы” (с. 170). Существовавшую до сих пор философскую теорию Ортега определяет как “абстракцию подлинной реальности философии” (с. 183), которая интересовалась вещами, какими они являются, когда я перестаю жить ими. На деле же философствование есть особая форма жизни. “Бытие философии есть то, что создает философ, есть философствование” (там же). Это не абстрактная философская теория, а “теоретизирование как жизненное явление и жизненное действие” (с. 161), средство уяснения человеком своей связи с миром. Жизнь требует от человека-философа полного, целостного представления о мире в его единстве, целостной истины, а не частичной истины науки (см. Рациовитализм). Объектом философии становится “универсум или все имеющееся”, т. е. то, что заранее не очерчено, так что допускается и непознаваемость объекта. Поэтому Ортега определяет проблему философии как абсолютную проблему. Философия рассматривается им также как “наука без предпосылок” (с. 100), она автономна, в ее основание не может быть положена ни одна истина, считающаяся доказанной “вне данной системы”. Философ должен отказаться от общепринятьи верований, “все философские допущения добывать собственными средствами” (с. 101). Ортега подчеркивает драматизм и интеллектуальный героизм, отвагу в постановке проблем в философской деятельности. Рус. пер.: 1991.А. Б. Зыкова
Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. Под редакцией В. С. Стёпина. 2001.
.