“ЧАРАКА-САМХИТА”

“ЧАРАКА-САМХИТА”
“ЧАРАКА-САМХИТА”
    “ЧАРАКА-САМХИТА” (санскр. “CarakasanAitд”) — трактат по медицине (аюрведа), начальные истоки которой восходят еще к магическим представлениям и практике ведийской эпохи. Ядро “Чарака-самхиты”, приписываемой лейбмедику при дворе кушанского царя Канишки — Чараке, последователю североиндийской медицинской школы Таксилы (французский индолог Ж. Фийоза приводил буддийские предания, связанные с таксильской медицинской традицией), основавшему затем свою школу, сложилось, вероятно, ок. 2 в. Чарака рассматривает свое произведение как переработку наследил его предшественника Агнивеши. В 8—9 вв. текст был отредактирован и дописан кашмирцем Дридхабалой.
    Текст “Чарака-самхиты” представляет собой обширный свод текстов, написанных на классическом санскрите прозой с мнемоническими стихами, в восьми книгах (стаана), которые делятся на главы. Книга I — пролегомены к изложению конкретных предметов медицинской науки. Во введении рассматривается сама “наука долгожительства” (значение слова “аюрведа”), в первой четверице глав — правила гигиены, затем четыре основания терапии, понятие болезни и ее четыре модуса (в контексте исцелимости), цели человеческой жизни как таковые, функционирование в теле космических элементов, диететика и ряд других тем. По наблюдению немецкого индолога А. Вецлера, предлагаемая здесь квадрилемма “болезнь — ее причина — терапия — средства терапии” воспроизводит четыре благородные истины в буддизме — о страдании, его причине, его устранении и средствах последнего. В книге II исследуются причины основных болезней: лихорадки, опухолей, болезней крови, мочевого пузыря, кожных, истощения, помешательства и эпилепсии. Книга III включает главы по процессу обучения медика теории аргументации, применявшейся в дискуссиях медицинских школ, кровеносным сосудам, диагностике и многому другому Более цельная книга IV. учение о человеке, эмбриология, анатомия, акушерство, а также детальный разбор составляющих индивида, при котором с позиций философии санкхьи проводится разграничение проявлений духовного (Пуруша) и материального (Пракрит”) первоначал. Книга V посвящена органам чувств (индрии) в связи с их заболеваниями — начиная с глухоты и завершая галлюцинациями (болезни ума-манаса, также причисляемого к индриям) и диагностикой; здесь же перечисляются симптомы близкой кончины пациента. Книга VI, посвященная терапии (чикитса), наиболее объемная вследствие детального рассмотрения стратегии лечения всех основных болезней, перечисленных во второй книге. В фармакологической книге VII описываются отвары лечебных растений, лекарства, приготовленные из различных веществ. Книга VIII практически воспроизводит содержание предыдущих; в ней наиболее подробно расписано приготовление жидких лекарств.
    Чарака систематизирует представления ведийской эпохи о целительных функциях богов, предписывая помимо лекарств и соответствующие мантры. Обращение к дуалистической доктрине санкхьи позволяет понять его заботу о духовном начале: следует более всего опасаться грез, во время которых оно может покинуть тело. Французский исследователь Ж. Варенн правомерно говорит о гиппократовском характере отраженной в “Чарака-самхите” этики. Книга III содержит описание религиозной церемонии окончания учебы: будущий врач обещает хранить в тайне профессиональные секреты, трудиться только ради пациентов, не разглашать их болезней, не участвовать в приготовлении ядов (даже если ему повелит это царь) и быть по жизни образцом для других.
    Значительный интерес представляет помещенный в текст учебник по теории аргументации (III, 8, § 27—63), состоящий из теоретической части (половина включенных в нее топиков пересекается с категориями нъяи) и практических рекомендаций профессиональному диспутанту (среди которых нередки примеры “полемического макиавеллизма”). Параграф “Науки диспута” позволяет реконструировать начальные стадии теории аргументации найяиков (другие топики в нем заимствованы из категориальной системы вайшешики), в частности разработку семичяенного силлогизма (см. Аваява) — к пяти членам добавляются обоснования тезиса пропонента и антитезиса оппонента, — в котором можно видеть попытку дальнейшей риторизации индийской логики, в известной мере преодоленной в “Ньяя-сутрах”, составитель которой “догматизировал” начальную, пятичленную форму силлогистического умозаключения.
    Изд.: The Charakasamhitд ofAgniveйa Revised by Charaka and Dridhabala, ed. by Sahitya' Ayurvedacharya Pandit Taradatta Patna, pt. I. Benares, 1937. Лит.: Бонгард-Левин Г. М. Древнеиндийская цивилизация. М., 1993; Шохин В. К. Первые философы Индии. М., 1997.
    В. К. Шохин

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. . 2001.


.

Игры ⚽ Нужно сделать НИР?

Полезное


Смотреть что такое "“ЧАРАКА-САМХИТА”" в других словарях:

  • «ЧАРАКА-САМХИТА» — (санскр. «Carakasaṃhitā») – трактат по медицине (аюрведа), начальные истоки которой восходят еще к магическим представлениям и практике ведийской эпохи. Ядро «Чарака самхиты», приписываемой лейб медику при дворе кушанского царя Канишки – Чараке …   Философская энциклопедия

  • Сушрута-самхита — Сушрута Сушрута самхита (सुश्रुतसंहिता, 350 г. н. э.)  трактат, в основном посвящённый оперативному лечению; в нём описано более 300 операций, свыше 120 хирургических инструментов и не менее 650 лекарственных средств. В трактате… …   Википедия

  • Самхиты — Самхита (санскр. संहिता saṃhita? «собранное вместе») может означать: Основные метрические тексты гимны и мантры каждой из четырёх Вед. Специфически эти же тексты с применением сандхи, смотрите Самхитапатха. Послеведические писания, известные как… …   Википедия

  • Аюрведа — Статья по тематике Индуизм История · Пантеон Направ …   Википедия

  • АЮРВЕДА — [Санскр. наука о долголетии], инд. традиц. медицина, истоки к рой восходят к ведийской эпохе. Первоначально А. была тесным образом связана с «белой» и «черной» магией, но постепенно происходила ее относительная «секуляризация»: расширялось… …   Православная энциклопедия

  • Индия — (на языке хинди Бхарат)         официальное название Республика Индия.          I. Общие сведения          И. государство в Южной Азии, в бассейне Индийского океана.          И. находится на важнейших морских и воздушных коммуникациях,… …   Большая советская энциклопедия

  • Медицина — I Медицина Медицина система научных знаний и практической деятельности, целями которой являются укрепление и сохранение здоровья, продление жизни людей, предупреждение и лечение болезней человека. Для выполнения этих задач М. изучает строение и… …   Медицинская энциклопедия

  • Хронология медицины и медицинской технологии — История технологий По периодам и регионам: Неолитическая революция Древние технологии Египта Наука и технологии древней Индии Наука и технологии древнего Китая Технологии Древней Греции Технологии Древнего Рима Технологии исламского мира… …   Википедия

  • Туласи — Базилик тонкоцветный Общий вид растения …   Википедия

  • Вриндадеви — ? Туласи Научная классификация Царство: Растения Отдел: Покрытосеменные Класс …   Википедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»