- ЧАНЬ ШКОЛА
- ЧАНЬ ШКОЛА
-
ЧАНЬ ШКОЛА (кит. чань, от санскр. дхьяна— медитация) — направление китайского буддизма, получившее наибольшее распространение в странах Восточной Азии. Считается, что первый патриарх Чань школы Бодхидхарма (ум. 528), прибыв в Китай в 520, стал практиковать особую форму медитации (см. Чань сюэ). Выражение “би гуань” (“всматривание в стену”) впервые появляется в приписываемом ему трактате “О двух вхождениях и четырех практиках” (Эр жу сы син лунь). “Вхождение в принцип” (жу ли) предполагает осознание “истинной реальности” (чжэнь жу) и “изначально чистой природы всех живых существ”, что достигается в процессе “сидячего созерцания стены”. “Вхождение в практику” осуществляется благодаря следованию следующим правилам: исходя из того, чтовсе причинно обусловлено, необходимо равно относиться к счастью и несчастью, не испытывать ненависти к причиняющим тебе вред, освободиться от страстей и стремлений, во всем следовать учению Будды. По преданию, Бодхидхарма также сформулировал четыре основных принципа чань-буддизма, предписывающие передавать традиции “вне учения (вне наставлений)”, “не опираться на слова и письменные знаки”, “указывать непосредственно на сознание”, “выявляя собственную природу, становиться Буддой”.Чань школа базируется на философской концепции мадхьямиков и виджнянавадинов (см. Мадхьямика, Виджняна-вада). Чаньские философы исходят из того, что все феноменальное по своей природе “пусто” (санскр. шунья, кит. кун), поэтому “изначальная природа” (бэнь син) тождественна “природе Будды”(фо син) и не существует различий между субъектом и объектом, сансарои и нирваной. Следуя учению йогачароввиджнянавадинов о “только сознании”, чаньские наставники уделяли значительное внимание методам его “очищения” и достижения состояния “не-сознания” (у син) и “не-мышления” (у нянь), реализующееся в “праджня самадхи” (божо саньмэй). “Природа изначального пробуждения” (бэнь цзюэ) внезнакова, поэтому учение чань передается непосредственно от “сердца к сердцу” (или от “сознания к сознанию”). Хотя многие последователи Чань школы призывали “не опираться на сутры”, основные ее идеи были почерпнуты из “Праджняпарамита хридаи”, “Ваджраччхедики”, “Аватамсаки”, “Вималакиртинирдеши” и “Ланкаватары”.После пятого патриарха, Хунжэня (606—671), в Чань школе произошел раскол. В отличие от главы “северного направления” Шэньсю (ум. 706) родоначальник “южной школы” Хуэйнэн (638—713) в своей “Алтарной сутре шестого патриарха” (Лю цзу тань цзин) обосновывал невозможность “постепенного приближения к просветлению” (цзянь у), исходя из концепции “единого сознания”, которое может пробудиться только внезапно (дунь у).Расцвет Чань школы и образование в 9—10 вв. т. н. “пяти домов и семи школ” (1уйян, Линьцзи, Цаодун, Юньмэнь и Фаян) во многом связаны с деятельностью МацзуДаои (701—788), БайчжанаХуайхая (720—814), Хуанбо Сиюня (ум. 866), Линьцзи Исюаня (ум. 867).В “Записях бесед Линьцзи” (Линьцзи лу) излагается концепция “истинного человека без звания” (у вэй чжэнь жэнь), согласно которой подлинная природа человека проявляется в его свободе (тождественной “природе Будды”), независимости от “рангов и званий” и вообще от каких-либо “качеств” (ср. с “Человеком без свойств” Р. Музиля). В школе Линьцзи большое внимание уделялось практике “вэнь да” (“вопросы и ответы”) и “гунъань” (“парадоксальные задачи”). Широкое распространение получили сборники гунъань: “Застава без ворот” (Умэньгуань) и “Записи, [сделанные] у бирюзовой скалы” (Бияньлу). Основатели школы Цаодун — Дуншань Лянцзе (807—867) и Цаошань Бэньцзи (840—901) — разработали теорию “пяти стадий” (у вэй), в которой раскрывается диалектическая связь категорий “чжэн” (единое, ноуменальное, абсолютное) и “пянь” (различное, феноменальное, относительное).С 6 в. учение “тхиен” (чань) стало распространяться во Вьетнаме. В 580 была основана школа Винитаручи (ум. 594), в 820 — школа Во Нгон Тхонга (ум. 826), в 1069 — школа Тхао Дьюнга. В 1299 император Чан Нян Тою• основал школу Чук Лам. На юге большое влияние получила школа Ламте (Линьцзи).В Корею чань-буддизм проник в 9 в. В 828—931 образовались “школы девяти гор”: Сильсансан, Тоннисан, Каджисан, Чакульсан, Сонджусан, Саджасан, Свэянсан, Поннимсан, Сумисан.В Японии чань (япон. дзэн) стал распространяться с кон. 12 в. Наиболее влиятельными были школы: Риндзай (Линьцзи), основанная Эйсаем (1149—1253), и Сото (Цаодун), основанная Догэном (1200—53), автором фундаментального трактата “Драгоценное Око Истинного Закона” (Сёбо Гэндзо).Учение Чань школы оказало значительное влияние на все стороны культурной, политической, социальной и экономической жизни стран дальневосточного региона, на образ жизни и образ мышления населения, во многом определило характерные черты дальневосточной цивилизации.Лит.: Watts A. The Way of Zen. N. Y, 1957; DumouÎin H. A. Zen: Geschichte und Gestalt. Bern, 1959; Lu K'uan Yu. Ch'an and Zen Teaching, v. 1—3. L., 1962; Biyth R. H. Zen and Zen Classics, v. 1—2. Tokyo, 1963—64; ChangChung-yuan. Original Teaching of Ch'an Buddhism. N.Y, 1969; Suwki D. T. Zen and Japanese Buddhism. Tokyo, 1970.С. Ю. Лепехов
Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. Под редакцией В. С. Стёпина. 2001.
.