ЧАНЬ СЮЭ

ЧАНЬ СЮЭ
ЧАНЬ СЮЭ
    ЧАНЬ СЮЭ (кит. — “учение дхьяны”) — одно из трех наряду с Тяньтай школой и Хуаянь школой основных течений в китайском буддизме, формирование которого началось в позднеханьский период и эпоху Вэй—Цзинь (3—5 вв.), а расцвет пришелся на время династии Тан (8 в.). Первоначальным стимулом к распространению чань сюэ послужил выполненный Аныцигао (2 в.) перевод на китайский язык махаянской “Маханапанасмртхи-сутры” (Да ань бо шоу и цзин). В последующие века, до эпохи Южных и Северных Династий (Наньбэйчао, 420—589), было переведено не менее пятидесяти аналогичных сочинений, трактующих принципы созерцательной жизни (санскр. дхьяна, кит. чань, откуда и название самого учения и практики). Последователи Аныиигао упражнялись в безмолвном и неподвижном сосредоточении на каком-либо мыслимом предмете, что получило название “концентрации сердца на одном [объекте]”, однако впоследствии упор стали делать на максимальном очищении сознания от любых образов. В эпоху Суй (581—618) произошло сближение чань сюэ с другими школами, также выдвигавшими на первый план созерцательные практики, в частности “утверждение ума и двойное совершенствование”. В эпоху Тан наметилась тенденция к компромиссу чань сюэ с конфуцианством, что выразилось в формуле: “чань и учение конфуцианцев дополняют друг друга”. Возможно, это сыграло свою роль в необычайном распространении учения в 8 в., когда чань сюэ практически вытеснило в интеллектуальной среде как философский даосизм Лао-цзы и Чжуан-цзы, так и его практические приложения, известные как “учение о сокровенном” (стань сюэ) или “даосская алхимия” (дань). При этом полагают, что чань сюэ многое заимствовало из этих источников при создании собственной теоретической системы, в свою очередь оказавшей серьезное влияние на сунское и минское “неоконфуцианство”, особенно на неоконфуцианскую теорию “ли-принципа” (ли сюэ). В частности, влияние идей чань сюэ усматривали в учении Ван Янмина о “достижении полного благосмыслия” (чжи лян чжи). В более узком смысле под чань сюэ понимают учение патриархов школы чанъ-буддизма (япон. Дзэн-буддизм) как особого института в истории китайского и японского буддизма (см. Чань школа).
    Γ.Α. Ткаченко

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. . 2001.


.

Игры ⚽ Нужен реферат?

Полезное


Смотреть что такое "ЧАНЬ СЮЭ" в других словарях:

  • ЧАНЬ ШКОЛА —     ЧАНЬ ШКОЛА (кит. чань, от санскр. дхьяна медитация) направление китайского буддизма, получившее наибольшее распространение в странах Восточной Азии. Считается, что первый патриарх Чань школы Бодхидхарма (ум. 528), прибыв в Китай в 520, стал… …   Философская энциклопедия

  • чань школа — Одна из наиболее влиятельных кит. буд. школ, эзотерич. направление в буддизме махаяны. Название Ч.ш. происходит от метода буд. практики чань дин (санскр. дхьяна, концентрация , сосредоточение , медитация , см. Чань сюэ). Др. самоназвания школы… …   Китайская философия. Энциклопедический словарь.

  • Школы буддизма — Хронология развития и распространения буддийских школ ( 450 год до н. э. – 1300 год н. э.) …   Википедия

  • Чэн Хао — кит. трад. 程顥, упр. 程颢 …   Википедия

  • записи бесед линьцзи — Одно из осн. канонич. произведений Линьцзи школы крупнейшего направления в Чань школе. Относится к популярному в чаньской лит ре жанру юйлу записи бесед и высказываний (патриархов) . Представляет собой записи проповедей, бесед с учениками,… …   Китайская философия. Энциклопедический словарь.

  • ДУНЬ У —     ДУНЬ У (кит. внезапное просветление) постулат китайского буддизма, утверждающий возможность достижения состояния Будды не поэтапным накоплением знаний, а мгновенным озарением. Противопоставляется цзянь у (постепенному просветлению). Впервые… …   Философская энциклопедия

  • хуэйюань — 334, Лоуфань (совр. уезд Дайсянь пров. Шэньси), 416 Буд. монах, мыслитель, в творчестве к рого мотивы и фразеология традиц. кит. идейных течений, гл. обр. даосизма, соединились с императивами буд. подвижничества. Почитается в буд. Цзинту школе… …   Китайская философия. Энциклопедический словарь.

  • КИТАЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ. КОНФУЦИАНСТВО — И в осевое время зарождения китайской философии, и в эпоху соперничества ста школ , и тем более в последующие времена, когда идейный ландшафт утратил столь пышное разнообразие, конфуцианство играло центральную роль в духовной культуре… …   Энциклопедия Кольера

  • ВАН ЯНМИН — (род. 31 окт. 1472, Юэчэн – ум. 9 янв. 1529, Наньань) кит. философ, находился в оппозиции к рационалистической натурфилософии неоконфуцианства, особенно резко выступал против Чжу Си; развил идеалистическую философию Лю Синшаня в значительную… …   Философская энциклопедия

  • (bah) янмина школа — Янмин сюэ пай Согласно Хуан Цзунси (17 в.), ближайшие последователи Ван Янмина (кон. 15 16 в.) образовали шесть территориальных группировок: 1) Чжэцзянскую (Чжэ чжун); 2) Цзянсискую (Цзян ю); 3) Цзянсу Аньхойскую (Нань чжун); 4) Хунань Хубэйскую… …   Китайская философия. Энциклопедический словарь.


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»