- “ЦАРСТВА БЫТИЯ”
- “ЦАРСТВА БЫТИЯ”
-
“ЦАРСТВА БЫТИЯ” (The Realms of Being, v. 1-4. N. Y, 1927—40; однотомное издание — 1940) — произведение Дж. Сантаяны. Включает: “Царство сущности” (The Realm of Essence), “Царство материи” (The Realm of Matter), “Царство истины” (The Realm of Truth), “Царство духа” (The Realm of Spirit).Идея работы, описывающей систему “природа—сознаниеидеальное”, возникла у Сантаяны еще в период подготовки “Жизни разума” (The Life of Reason, ν. 1—5. N. Y, 1905—06), в которой он прослеживал проявления человеческого духа и воображения в различных формах культуры. Уже тогда он скептически относился к ряду концепций американских философов, растворявших сознание и культуру в “нейтральном опыте” (У. Джеймс, неореалисты), а также к номиналистической трактовке универсалий. При объяснении сознания и культуры, считал он, нельзя обойтись без платонизма, т. е. признания бытия идеального. Позднее под влиянием споров неореалистов и критических реалистов по поводу дилеммы эпистемологического монизма и дуализма он написал книгу “Скептицизм и животная вера” (Scepticism and Animal Faith. L.—Bombey—Sydney, 1923), в которой сформулировал принципиальные для его версии критического реализма тезисы: субъект-объектное отношение опосредовано идеальным содержанием сознания или сущностями; сущности даны в интуиции непосредственно и достоверно; репрезентируя мир, они не отражают его; существование внешнего мира логическими средствами доказать невозможно, реализм основан на животной вере; знание и культура возникли на основе этого “наиболее иррационального, животного и примитивного из верований” (р. 190—191).В 1927 вышел в свет 1-й том “Царства бытия” — “Царство сущности”. В предисловии Сантаяна оговаривал, что “царства” — это не метафизическое учение о бытии как бытии и не онтологическая система, а различения качественно разных аспектов опыта — телесных, мыслительной деятельности, ее продуктов. “Царство сущности” охватывает любое идеальное содержание сознания, напр. цвета, деревья, “термины астрономии”, “философию Гегеля”, “исторические события”. Оно включает в себя не только то, что когда-либо мыслилось, но и чистые возможности, напр. ненаписанные симфонии или стихи. “Царство материи” — это наше собственное тело, физические горы, дома, а также то, что называют “материей” ученые-физики. “Царство истины” — это идеи, теории, фантазии, почерпнутые из “царства сущности” и реализовавшие себя через человеческое сознание в существовании. “Царство духа” — это ментальная активность, проявляющаяся в чувствах и мыслях людей, в эстетической интуиции, и т. д.Все “царства” взаимодействуют между собой т. о., что порождающей силой выступает “царство материи”, производящее человека и его сознание — “царство духа”, последнее — идеальное “царство сущности”, включающее в себя “царство истины”. Однажды возникнув, “царства” приобретают статус автономных реальностей, нередуцируемых друг к другу. По типу реальности они различаются на бытие и существование. Существовать — значит иметь пространственно-временные координаты, чем обладают только материальные вещи. Идеальным сущностям свойственно только чистое бытие: “Чистое бытие... придает всем сущностям логическую или эстетическую материю... обнаруживаясь как свет во всех цветах или жизнь во всех чувствах и мыслях” (The Realm of Essence, p. 45). Их бытийственными характеристиками являются самотождественность, индивидуальность, универсальность, бесконечность, вечность и неизменность. Ими правит хаос, а не Логос: Платон был ближе к истине, нежели Гегель, приписавший идеальному законосообразное развитие.Книгу “Царство материи” Сантаяна представил как защиту спинозизма или “великой аксиомы материализма, провозглашающей господство материи в каждом бытии, даже когда это бытие является духовным” (The Realm of Matter, p. 100). Он именовал себя “натуралистом” и “материалистом”, видя смысл материализма не в принятии материалистического монистического принципа, а в признании реальности материи и в ограничении ее функции субстанциональной первичностью. Приняв эволюционную парадигму, Сантаяна отрицал развитие природы: “Последовательность есть замещение, а не развитие” (ibid., р. 80). Идея объективных закономерностей есть “гипостазирование логического в материальное”. “Материя” — принцип иррациональный, и “никакой чувственный, графический или математический транскрипт не будет столь точным, чтобы презентировать ее” (ibid., p. XI).Объективную истину Сантаяна перевел из сферы гносеологии в сферу онтологии. “Взгляды могут быть более или менее правильными и дополнительными друг к другу потому, что они относятся к одной и той же системе природы, полное описание которой, покрывая все прошлое и будущее, должно быть абсолютной истиной” (The Realm of Essence, p. XV). “Царство истины” являет собой “полное идеальное описание существования” (The Realm of Truth, p. 14). Функция “царства духа” в системе “царств” — осуществление интеракции бытия и существования. Будучи нематериальным, дух в форме интуиции имеет доступ к континууму определений — сфере сущностей, выхватывая некоторые из них для квалификации существования, в то же время, будучи ментальной деятельностью телесного организма, он реализуется в разуме и интенциональнооги, представляющих собой “проектирование через животную веру” (The Realm of Essence, p. 96).Критики упрекали Сантаяну за искусственность соединения натурализма с платонизмом, за изображение идеального содержания культуры в виде замороженного театра платоновских форм, за негативизм к научным методам обоснования натурализма. Многим в “Царствах бытия” слышалось эхо схоластической метафизики. Тем не менее предложенная Сантаяной схема природы—сознания—идеального не канула в вечность: в новой форме попытку соединить натурализм с платонизмом предпринял, напр., К. Поппер (плюралистическая концепция “трех миров”). Повторяются и интенции схемы: обосновать реальность сознания, ментального, идеального, личностного как основания философии, культуры и морали; принять факт релятивности знания и в то же время спасти реализм путем вывода идеального в трансцендентную сферу с одновременным укоренением ментального в биологическом.Н. С. Юдина
Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. Под редакцией В. С. Стёпина. 2001.
.