“ФИЛОСОФИЯ ИМЕНИ” (Булгаков)


“ФИЛОСОФИЯ ИМЕНИ” (Булгаков)
“ФИЛОСОФИЯ ИМЕНИ” (́Булгаков)
    “ФИЛОСОФИЯ ИМЕНИ” —работа С. Я. Булгакова. Задуманная и написанная в 1919—23 как осмысление теоретических основ имяславческото движения, “Философия имени” (гл. “Что такое слово?”; “Речь и слово”, “К философии грамматики”, “Языки мысль”, “Собственное имя”, “Имя Божие”, а также написанное в 1942 “Софиологическое уразумение догмата об имени Иисусовом”, примечания и экскурсы) была полностью опубликована только в 1953 в издательстве “ИМКА-Пресс” в Париже (гл. 1 вышла в 1930 на немецком яз. в Бонне в сборнике, посвященном Т. Масарику). Переиздана в 1997 издательством “КАИР” (без места). В своих построениях Булгаков является продолжателем идей А- Потебни и о. П. Флоренского: философия лингвистики начинается для него с необходимости установить сущность слова, “интуицию слова, узрение его в его собственном бытии — в его идее” (Париж, 1953, с. 7). Значение слова и речи определяется ролью и статусом Софии как трансцендентальной основы мира, являемой в именовании, которое в свою очередь рассматривается как антропокосмический акт: учение о Софии тварной, возникающей из первичного двуединства Божественной Софии и абсолютного небытия и отличающейся от божественной природы не по сущности, а по факту, позволяет рассматривать слова обыденного языка как энергийно сопряженные с Сущностью, несмотря на то, чтоих непосредственные смыслы коренятся в тварной области идей. Содержание слова поэтому есть космическая сила, через человека — через микрокосм, в котором осознает и осуществляет себя космос, — слово говорится, является миру. Именно антропологическая природа слова делает его символом: язык есть явление социально-историческое и вместе с тем метаисторическое, поскольку метафизической основой объединенной речи является “внутренний” язык, не говоримый, но говорящий в нас.
    А. И. Резниченко

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. . 2001.


.