- ФЕОДОР АСИНСКИЙ
- ФЕОДОР АСИНСКИЙ
-
ФЕОДОР АСИНСКИЙ (Θεόδωρος ό Άσιναίος) (кон. 3 нач. 4 в.) — античный философ-неоплатоник, ученик Ямвлиха. Сочинения утрачены, по названиям известны “Об именах” и “О том, что душа является всеми эйдосами”, а также свидетельства о комментариях к “Тимею” и “Федону” Платона, возможно, также к “Категориям” Аристотеля. Основные свидетельства — у Прокла в комментарии к “Тимею”. Наиболее известна трактовка Феодором неоплатонической триады единое—ум—душа, в соответствии с которой Единое называется “первым”, “небом” и “неизреченным”, но никогда не собственно “единым”. “Единым” называется ум, который у Феодора трактуется триадически согласно пониманию его структуры как предмета мысли, субъекта мысли и творца. Как “умопостигаемый” (νοητόν) ум именуется согласно аллегорической трактовке греческого слова единое (ΈΝ): “придыхание”, “небосвод” (в результате истолкования буквы Е) и “жизнь” (истолкование буквы N как перевернутой Ζ). Как “мыслящий” (νοηρόν) ум именуется терминами “быть”, “мыслить” и “жить”, как “демиург” описывается как “сущностный ум”, “мыслящая сущность” и “источник души”. К третьему аспекту ума применимы термины “прообраз” (парадигма) и “умопостигаемый космос” Душа также представляет триаду душа сама по себе, всеобщая душа и душа космоса с подчиненными ей единичными душами.Вместе с другими учениками Ямвлиха, Сопатром и Дексиппом, Феодора относят к Сирийской школе неоплатонизма.Соч.: Theodores von Asine, Sammlung der Testunonien und Kommentar v W Deuse Wiesbaden, 1973Лит.• Лосев А Ф История античнои эстетики Последние века, кн 1. Μ , 1988, с 302-318, GerschS From lamblichus to Enugena Leiden, 1978, ρ 289-304M A Солопова
Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. Под редакцией В. С. Стёпина. 2001.
.