- УПАДХИ
- УПАДХИ
-
УПАДХИ (санскр. upädhi — приближаться, входить) — в индийской религиозно-философской традиции понятие, означающее “ограничивающие привходящие”. В адвайта-веданте Шанкары это образования авидьи, т. е. вселенского Неведения, которые затрудняют, но и впервые как-то определяют, фиксируют познание Брахмана. По словам Шанкары, “хотя Брахман и един, Упанишады наставляют нас о нем как о цели медитации и знания либо с помощью, либо без помощи его связи с ограничениями упадхи” (Комментарий на “Брахма-сутры” ,1.1.1). Адвайта рассматривает упадхи прежде всего в связи с проблемой ложного наложения качеств на Атман, ложного смешения этого чистого сознания с эмоционально-психическими особенностями индивидуации. В соответствии с адвайтистской концепцией аваччхеда-вады, множественность отдельных душ объясняется по аналогии с единым эфиром (акаша), который только кажется раздробленным из-за расставленных в нем глиняных горшков. Стоит убрать эти сосуды, и изначальное единство акаши восстановится; так и душа, которая по сути есть не что иное, как чистый Атман, после снятия упадхи сразу же осознает свое тождество с высшим Брахманом. При этом, поскольку адвайта не признает существования какого-либо самостоятельного природного начала наряду с Атманом, даже упадхи в ней перестают рассматриваться по принципу субстанции. Поскольку все психические состояния выступают как отличные от Атмана и вместе с тем в конечном счете основанные на нем, упадхи предстают скорее как ряд функций, или ментальных действий (вритти), иллюзорно накладываемых на чистое сознание; упадхи выступают как некая функция, движение мысли, приводящее к смешению Атмана с отдельными проявлениями психической жизни. Это движение может бесконечно повторяться в различных вариациях, что создает предпосылки для временного иллюзорного дробления Атмана на множество душ (Зжавд). Процесс складывания упадхи подробно рассмотрен учеником Шанкары Падмападой в трактате “Панча-падика”. Он показывает, как при первом наложении авидьи на Атман чистое сознание приобретает интенциональность, нацеленность во-вне, полагая себя в качестве “сакшина” (свидетеля). На втором этапе уже на “сакшин” накладывается выделившаяся из авидьи аханкара (представление о собственном “я”), в результате чего Атман начинает выступать как “аханкарин” или “ахам-пратьяин” (носитель принципа индивидуации). Рассматривая себя в качестве “я”, Атман развертывается в т. н. “внутренний орган” (антахкарана), состоящий из буддхи (интеллектуально-волевого начала) и манаса (рассудка как интегратора данных органов чувств); на третьем этапе происходит наложение этого “внутреннего органа”, после чего Атман выступает как “праматри”, или “познающий субъект”. На четвертом этапе антахкарана развертывается в виде органов чувств (индрчй); после наложения индрий на познающий субъект образуется “Бхоктри”, или субъект “вкушения”. Пятое наложение (тела и органов чувств) создает предпосылки для появления “пранина” или “шаририна” (“воплощенное живое существо”), а шестое (наложение внешних условий существования) — для появления “сансарина”, или субъекта трансмиграций.Я. В. Исаева
Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. Под редакцией В. С. Стёпина. 2001.
.