УПАДХИ


УПАДХИ
УПАДХИ
    УПАДХИ (санскр. upädhi — приближаться, входить) — в индийской религиозно-философской традиции понятие, означающее “ограничивающие привходящие”. В адвайта-веданте Шанкары это образования авидьи, т. е. вселенского Неведения, которые затрудняют, но и впервые как-то определя
    ют, фиксируют познание Брахмана. По словам Шанкары, “хотя Брахман и един, Упанишады наставляют нас о нем как о цели медитации и знания либо с помощью, либо без помощи его связи с ограничениями упадхи” (Комментарий на “Брахма-сутры” ,1.1.1). Адвайта рассматривает упадхи прежде всего в связи с проблемой ложного наложения качеств на Атман, ложного смешения этого чистого сознания с эмоционально-психическими особенностями индивидуации. В соответствии с адвайтистской концепцией аваччхеда-вады, множественность отдельных душ объясняется по аналогии с единым эфиром (акаша), который только кажется раздробленным из-за расставленных в нем глиняных горшков. Стоит убрать эти сосуды, и изначальное единство акаши восстановится; так и душа, которая по сути есть не что иное, как чистый Атман, после снятия упадхи сразу же осознает свое тождество с высшим Брахманом. При этом, поскольку адвайта не признает существования какого-либо самостоятельного природного начала наряду с Атманом, даже упадхи в ней перестают рассматриваться по принципу субстанции. Поскольку все психические состояния выступают как отличные от Атмана и вместе с тем в конечном счете основанные на нем, упадхи предстают скорее как ряд функций, или ментальных действий (вритти), иллюзорно накладываемых на чистое сознание; упадхи выступают как некая функция, движение мысли, приводящее к смешению Атмана с отдельными проявлениями психической жизни. Это движение может бесконечно повторяться в различных вариациях, что создает предпосылки для временного иллюзорного дробления Атмана на множество душ (Зжавд). Процесс складывания упадхи подробно рассмотрен учеником Шанкары Падмападой в трактате “Панча-падика”. Он показывает, как при первом наложении авидьи на Атман чистое сознание приобретает интенциональность, нацеленность во-вне, полагая себя в качестве “сакшина” (свидетеля). На втором этапе уже на “сакшин” накладывается выделившаяся из авидьи аханкара (представление о собственном “я”), в результате чего Атман начинает выступать как “аханкарин” или “ахам-пратьяин” (носитель принципа индивидуации). Рассматривая себя в качестве “я”, Атман развертывается в т. н. “внутренний орган” (антахкарана), состоящий из буддхи (интеллектуально-волевого начала) и манаса (рассудка как интегратора данных органов чувств); на третьем этапе происходит наложение этого “внутреннего органа”, после чего Атман выступает как “праматри”, или “познающий субъект”. На четвертом этапе антахкарана развертывается в виде органов чувств (индрчй); после наложения индрий на познающий субъект образуется “Бхоктри”, или субъект “вкушения”. Пятое наложение (тела и органов чувств) создает предпосылки для появления “пранина” или “шаририна” (“воплощенное живое существо”), а шестое (наложение внешних условий существования) — для появления “сансарина”, или субъекта трансмиграций.
    Я. В. Исаева

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. . 2001.


.

Смотреть что такое "УПАДХИ" в других словарях:

  • Упадхи — (Upadhis) В философии понятие упадхи означает отличительную особенность. По отношению к человеку это подразумевает любые следы его пребывания в различных сферах жизни, его тело с точки зрения его выражений, внешности и тех признаков, по которым… …   Словарь йоги

  • Упадхи —     (Санскр.) Основа; проводник, передатчик или носитель чего то менее материального, чем он сам: как тело человека есть упадхи его духа; эфир упадхи света, и т.д., и т.д.; шаблон; определяющая или ограничивающая субстанция. Источник: Теософский… …   Религиозные термины

  • УПАДХИ — (Санскр.) Основа; проводник, передатчик или носитель чего то менее материального, чем он сам: как тело человека есть упадхи его духа; эфир упадхи света, и т.д., и т.д.; шаблон; определяющая или ограничивающая субстанция …   Теософский словарь

  • Упадхи — совмещённая вещь или атрибут, который покрывает или затуманивает вид субстанции, находящейся под ним; ограничивающее приложение; инструмент; средство; тело; технический термин, используемый в Ведантической философии для любого совмещения, которое …   Словарь йоги и веданты

  • Упадхи-Дхарма — характеристика ограничивающего приложения …   Словарь йоги и веданты

  • Майавический Упадхи —     (Санскр.) Покрывало иллюзии, феноменальная внешность. Источник: Теософский словарь …   Религиозные термины

  • МАЙАВИЧЕСКИЙ УПАДХИ — (Санскр.) Покрывало иллюзии, феноменальная внешность …   Теософский словарь

  • Аваччхеда-Упадхи — ограничивающее состояние; ограничивающее приложение …   Словарь йоги и веданты

  • Майопадхи — Упадхи, или по видимому ограничивающие состояния, созданные Майей или кажущиеся …   Словарь йоги и веданты

  • Философия Бхагавад-гиты — Философия „Бхагавад гиты“ Philosophy of the Bhagavad Gita Жанр: лекции Автор: Субба Роу Язык оригинала: английский Год написания: 1885 1886 …   Википедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

We are using cookies for the best presentation of our site. Continuing to use this site, you agree with this.