- ПЕТР ЛОМБАРДСКИЙ
- ПЕТР ЛОМБАРДСКИЙ
-
(Petrus Lombardus) (ок. 1095— 1160) — средневековый философ и теолог. Род. в Ломбардии, в окрестностях г. Новара. Будучи низкого происхождения, он, тем не менее, смог получить хорошее образование в Болонье, после чего при содействии Бернара Клервоского перебрался в Париж. Длительное время П.Л. преподавал в парижской кафедральной школе, а за год до смерти (в 1159) стал епископом Парижа.
Широкую известность П.Л. получил благодаря своей «Книге сентенций» — систематическому изложению христианской догматики. Хотя поначалу это сочинение вызвало неоднозначную реакцию в церковных кругах, впоследствии оно стало основным учебником по теологии, который читался и комментировался во всех европейских ун-тах вплоть до 15 в., а кое-где и позднее.
Будучи в первую очередь теологом, П.Л. стремился не столько к филос. осмыслению христианского учения, сколько к тому, чтобы примирить подчас несогласующиеся мнения церковных авторитетов и интегрировать их в единую непротиворечивую систему, пригодную для образовательных нужд. Отсюда и компилятивный характер его «Сентенций». В книге собраны мнения многих признанных Учителей Церкви (преимущественно Августина) и некоторых позднейших авторов, которые составляют бoльшую часть главного сочинения П.Л. С др. стороны, «Книгу сентенций» нельзя назвать образчиком дурного эклектизма, поскольку произведение отличают непротиворечивость и логическая строгость изложения, а отсутствие оригинальности компенсируется прекрасным знанием и глубоким пониманием материала.
Любое исследование Священного Писания, по мнению П.Л., подразделяется на учение о вещах и учение о знаках. При этом знаки также являются вещами, но не всякая вещь является знаком. Собственно знаками П.Л. именует церковные таинства, как символы благодати, а вещами — все остальное. Вещи, в духе Августина, П.Л. классифицирует следующим образом: 1) объекты наслаждения (Бог); 3) объекты пользования (мир); 3) вещи, наслаждающиеся и пользующиеся (человек). На основании этого «Сентенции» разделяются на четыре основные части. Первая посвящена Богу, вторая — творению, третья — воплощению Иисуса Христа, четвертая — таинствам.
Представления П.Л. о природе Бога целиком вписываются в общую зап. христианскую традицию, восходящую к Августину. Бог — единственно подлинное бытие, он вечен, неизменен, абсолютно прост. При этом Он един в трех лицах, благ и наделен волей, сообразно которой и творит мир из ничего. Существование Бога может быть доказано средствами разума. П.Л. приводит четыре способа (пути) такого доказательства, которые, однако, имеют общий характер восхождения от творения к Творцу; от изменяющегося к неизменному, от тела к уму и к Творцу тел и умов и т.д.
Несмотря на теологический характер «Книги сентенций», многие проблемы, затронутые П.Л., стали в связи с распространением его книги как учебника предметом широкого обсуждения и исследования, в т.ч. филос. Отсюда то значительное влияние, которое сочинение П.Л. оказало на философов и теологов позднего Средневековья. В числе комментаторов «Сентенций» были Бонавентура, Дунс Скот, У. Оккам и др.
Философия: Энциклопедический словарь. — М.: Гардарики. Под редакцией А.А. Ивина. 2004.
- ПЁТР ЛОМБАРДСКИЙ
-
(Petrus Lombardus) (ок.1100, Лумеллоньо ок. Новары,— 22. 7. 1160, Париж), ср.-век. теолог и философ, представитель схоластики. Учился у Абеляра и Гуго СенВикторского, преподавал в Парижском университете; епископ Парижский (с 1159). Четыре «Книги сентенций» («Sententiarum libri») П. Л.—свод христ. догматики, ставший обязат. руководством по теологии и в значит. степени задавший контекст всего последующего развития европ. ср.-век. философии; содержит выдержки из патристич. соч., особенно Августина, приведённые изречения доказываются П. Л. через опровержение мнений, им противоречащих. «Книги сентенций» комментировались всеми крупнейшими ср.-век. мыслителями (всего ок. 1400 комм.).Delhaye Ph., Pierre Lombard, Montreal — P., 1961.
Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983.
- ПЁТР ЛОМБАРДСКИЙ
-
(Petrus Lombardus)(род. ок. 1100, Лумеллоньо, близ Наварръ! – ум. 22 июля 1160, Париж) итал. схоласт, епископ (с 1159). В четырех «Книгахсентенций» («Sententiarum libri IV») суммировал (summa) изречения (sententiae) теологических авторитетов. В ней он создал новую литературную форму, которая затем была развита многими франц. теологами и философами, т. н. «сентенциаристами», или «суммистами».
Философский энциклопедический словарь. 2010.
- ПЕТР ЛОМБА́РДСКИЙ
-
(Petrus Lombardus) (нач. 12 в. – 1164) – ср.-век. философ и богослов. Учился в Болонье и Париже, где слушал лекции Абеляра; преподавал теологию в школе при соборе Парижской богоматери; в 1159–60 – архиепископ Парижский. В гл. соч. "Сентенции" ("Sententiarum libri quatuor", Migne, P L, v. 191–192; от назв. этого соч. – прозвище "Магистр Сентенций") П. Л., основываясь на авторитете Библии и "отцов церкви", дал систематич. изложение католич. богословия. Филос. взгляды П. Л. лишены оригинальности и восходят гл. обр. к воззрениям Августина. Философия для П. Л. – служанка богословия и играет в его системе прикладную роль, будучи призвана объяснять и обосновывать догматы веры. В основе его онтологич. и космологич. представлений лежит учение религии о сотворении мира богом "из ничего" и о божеств. провидении как первопричине всего происходящего в мире. В вопросе о сотворении души П. Л. полемизировал с еретич. течениями своего времени, отстаивая креационизм. В споре об универсалиях являлся последоват. сторонником реализма. Но даже робкие попытки П. Л. использовать в аргументации элементы рационализма, включение в "Сентенции" дискуссионных вопросов христ. богословия и изложение (хотя бы и в полемич. целях) еретич. воззрений (в частности, взглядов Абеляра, ведущих к отрицанию человеч. природы Христа) вызвали осуждение "ложных толкований" П. Л. на Латеранском соборе 1179. Позднее, однако, одобренные Латеранским собором 1215 "Сентенции" широко использовались в борьбе церкви против еретич. движений и являлись самым авторитетным и наиболее часто комментируемым памятником схоластич. богословов вплоть до нач. 16 в., когда они были вытеснены "Сводами" Фомы Аквинского. При этом авторы комментариев и "вопросов" (questiones) к "Сентенциям", трактуя новые проблемы философии и естествознания, часто выходили за пределы первоначального текста П. Л.Лит.: Лей Г., Очерк истории средневекового материализма, М., 1962 (по имен. указ.); Espenberger J. Ν., Die Philosophie des Petrus Lombardus und ihre Stellung im zwölften Jahrhundert, Münster, 1901 (Beiträge zur Geschichte der Philosophie des Mittelalters, Bd 3, H. 5); Stegmüller F., Repertorium commentariorum in Sententias Petri Lombardi, Bd 1–2, Herbipoli [Würzburg], 1947; Grabmann M., Die Geschichte der scholastischen Methode, Bd 2, В., 1957.А. Горфункель. Ленинград.
Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. Под редакцией Ф. В. Константинова. 1960—1970.
- ПЕТР ЛОМБАРДСКИЙ
-
ПЕТР ЛОМБАРДСКИЙ (Petrus Lombardus) (ок. 1110, Навара (г. Лумеллоньо) — 21/22 августа 1160, Париж) — теолог, философ, один из представителей ранней схоластики. Учился в Болонье, Реймсе, Париже (в т. ч. у Гуго Сен-Викторского), где особенно был увлечен лекциями Абеляра. С 1136 начал преподавать теологию в нотр-дамской кафедральной школе (Scholae Parisieni), ав 1145 стал ее каноником. С июня 1159 — епископ Парижа. Его перу принадлежат “Толкования на Псалмы” (Glossa m Psahnos), а также на книга Иова, Юдифи, Екклезиаста, Песнь песней, на Послания апостола Павла (Glossa in Epistolas Beati Pauli), многочисленные проповеди; в этих сочинениях прослеживается влияние Ансельма Ланского, Гильберта Порретанского и Флора Лионского. Наибольшую известность и титул magister sententiarum ему принесли четыре книги “Сентенций” (Sententiarum libn quattuor), ставшие на долгие годы одним из самых популярных на Западе учебников по теологии.Появление “Сентенций” (окончательный вариант — между 1155-57,1-е изд. — 1457, последнее, в 2т. — в 1971 и 1981) явилось результатом многолетнего преподавания автора, ощутившего потребность в новом методе и инструменте теологического обучения. Четыре книги и предшествующий им пролог представляют собой свод мнений (сентенций), почерпнутых Петром Ломбардским в основном из патриотических сочинений; доказательство их осуществлялось путем опровержения мнений, им противоречащих. Т. о., книга явилась своего рода учебным пособием для студентов-теологов. Деление книг на главы и параграфы восходит, видимо, к Александру Гмьскому, который первьм стал использовать “Сентенции” в качестве основного текста в своей преподавательской деятельности (1223—27). Второе название сочинения, “Учение о вещах и знаках” (Doctrina rerum et signorum), было сделано автором под влиянием идей Августина, выдержки из творений которого преобладают в книге. Из др. авторов более всего цитировались Иероним Стридонский, Амвросий Медаоданскии, Илларий из Пуатье, Григорий Великий, а также современники — Гуго Сен-Викторский и др.Структура четырех книг определяется историческим и логическим порядком. 1-я книга (210 глав) — “О таинстве Троицы” (De mysterio Trinitatis) посвящена рассуждениям о БогеТроице и терминологии, о проявлении Троицы в мире и жизни людей, о человеческой душе как божественном образе; говоря об исхождении Св. Духа, Петр Ломбардский рассматривает вопрос о Filioque — один из основных предметов споров греков и латинян (его трактовка способствовала принятию в 1274 на Лионском соборе официальной доктрины Западной церкви по этому вопросу). 2-я книга (269 глав) — “О творении и формировании материальных и духовных существ и о многом другом, к этому относящемся” (De rerum согporalium et spiritualitum creationeet formatione, aliusque pluribus eo pertinentibus) — толкует о Боге как Творце и его творениях, в т. ч. о сотворении ангелов и падении части из них, о шести днях творения мира, о грехопадении человека и его последствиях, в связи с чем исследуются вопросы о благодати свободе воли, первородном грехе. 3-я книга (164 главы) — “О воплощении Слова” (De incamatione Verbis) посвящена христологии, обоснованию трех добродетелей (веры, надежды и любви), а также десяти заповедям. Большая часть 4-й книги (290 глав) — “О таинствах” (“De Sacramentis”) посвящена различиям между таинствами Ветхого и Нового Заветов с изложением семи основных таинств последнего: крещения, миропомазания, евхаристии, покаяния, елеосвящения, священства и брака. Завершают книгу главы, посвященные учению о конце времен. Страшном Суде, прославлении праведников и наказании грешников.Несмотряна компиляторский характер “Сентенций”, а также критику, которую они вызвали уже в 13 в. (Р. Бэкон считал, что это сочинение отвращает от непосредственного чтения Библии), они во многом сформировали базу для последующего развития европейской средневековой философии: комментарии на “Сентенции” были написаны всеми крупными мыслителями средневековья, в т. ч. Фомой Аквинским, Бонавентурой, Дутом Скотом, Оккамом и др. (к 17 в. их число составляло более 1400). Соч.: MPL, 1.191-192.Лит.: Rogers C.F. Peter Lombard and the sacramental system, 1917; Schupp J. Die Gnadenlehre des Peter Lombard. Freiburg-in-Breisgau, 1932; Schneider/. Die Lehre vom Dreieinigen Gott in der Schule des Peter Lombard. Miinch., 1961; Delhaye Ph. Pierre Lombard. Sa vie, ses ouevres, sa moral. Montreal—Ρ., 1961.О. В. Голова
Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. Под редакцией В. С. Стёпина. 2001.
.