ПЕРСПЕКТИВИЗМ


ПЕРСПЕКТИВИЗМ
ПЕРСПЕКТИВИЗМ
(от лат. perspicio — смотреть сквозь) — воззрение, согласно которому результаты познания самым существенным образом зависят от личной позиции, т.зр. познающего субъекта, так что об объективном знании, свободном от влияния такой позиции, можно говорить только при совпадении субъектов. Г.В. Лейбниц, разделявший это воззрение, приводил следующую аналогию: подобно тому как один и тот же город, наблюдаемый с разных сторон, предстает перед нами перспективно очень разным, так и в силу наличия бесконечного множества простых субстанций, каждая из которых видит мир в своей перспективе, имеется столь же много различных миров, которые являются, однако, не чем иным, как перспективно разными представлениями об одном-единственном мире. К представителям П. относились также Ф. Ницше, В. Дильтей, X. Ортега-и-Гасет и др.

Философия: Энциклопедический словарь. — М.: Гардарики. . 2004.

ПЕРСПЕКТИВИЗМ
философское воззрение, согласно которому все познание обусловлено личной позицией, точкой зрения познающего и, следовательно, невозможна значимость всеобщности, свободная от влияния этой позиции. Лейбниц учит: подобно тому как один и тот же город, наблюдаемый с различных сторон, предстает перед нами перспективно многообразным, так же и в силу наличия бесконечного множества простых субстанций имеется столь же много различных миров, которые, однако, являются не чем иным, как соответствующими различным точкам зрения перспективными взглядами на одинединственный мир. Представителями перспективизма были также Ницше, Дильтей, Ортега-и-Гфсет и др.

Философский энциклопедический словарь. 2010.

ПЕРСПЕКТИВИЗМ
    ПЕРСПЕКТИВИЗМ — понятие, выдвинутое Ф. Ницше уже в ранних произведениях “Рождение трагедии из духа музыки” и получившее законченное выражение в таких работах, как “Человеческое слишком человеческое”, “Генеалогия морали”, “Веселая наука”, “По ту сторону добра и зла” и особенно в “Воле к власти”. Уже оппозиция между аполлоническим и дионисийским интерпретировалась им перспективистски, а в дальнейшем в связи с формулировкой учения о воли к власти понятие перспективности, перспективного зрения или точки зрения становилось для него все более важным. Это понятие позволяет объяснить образы и ценности современного мира, его состав, иерархии, силы, которые в нем действуют, исходя из того, что этот мир обезбожен (эпоха нигилизма после “смерти Бога”): “Мир для нас скорее еще раз сделался “бесконечным”, поскольку мы не можем ему отказать в возможности заключать в себе бесконечные толкования”. Уникальная и единственная перспектива, перспектива мира с точки зрения Бога, распалась, став лишь фикцией, иллюзией единства бытия. Открывшийся хаос, однако, — лишь иной вид перспективности бытия.
    Глаз видит взглядом, “из своего угла”, как говорит Ницше. Всякая перспективная точка зрения претендует на захват зримого, т. е. обладает волей к власти. Если в наличии одна перспектива, то рядом с ней и в ней самой со-существуют множество других перспективных углов, т. е. потенциальных точек зрения. Точка зрения появляется в результате действия пластических сил, которые выводят глаз из инертного дрейфа вдоль поверхности мира к взгляду как активно избирательному, волевому движению в зрительном поле. Мир, понимаемый перспективно, должен быть описан с точки зрения пафоса дистанции, которая не является интервалом или расстоянием, но зависит от того, насколько точно воля к власти направлена на мир и объекты, с какой патетической силой она себя в них утверждает, пытаясь ими завладеть. Дистанция не дана, а завоевывается в борьбе с другими. Нельзя выявить сущностное ядро вещи, ибо оно-то и есть точка зрения, сформировавшаяся вокруг этого ядра и ставшая самой вещью. Вещь — это форма, содержащая в себе точку зрения на мир. Перспективное поле зрения включает в себя множество углов-точек зрения, которые постоянно смещаются по отношению друг к другу, преобразуя предмет захвата в зависимости от тех пластических сил, что действуют в отдельной точке зрения. “Субъект” для Ницше не представляет собой кантианское трансцендентальное единство Я, но является множественным. Его сфера действия то расширяется, то сужается, он смещается в собственной сфере и то господствует над внешними ему позициями и точками зрения, то подчиняется им, ослабляя свое присутствие в мире (вплоть до исчезновения, полной утраты воли к власти). Человека сменяет сверхчеловек как новая точка зрения по отношению к человеку. См. лит. к ст. Ницше.
    В. А. Недорога

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. . 2001.


.

Смотреть что такое "ПЕРСПЕКТИВИЗМ" в других словарях:

  • Перспективизм — Перспективизм  термин, впервые использованный Готфридом Лейбницем для обозначения философских учений, ставящих действительность в зависимость от качеств исследующего её индивидуума. Человеческое мышление, познание и действия конечны,… …   Википедия

  • ПЕРСПЕКТИВИЗМ — [нем. Perspektivismus < лат. perspective < perscipere смотреть сквозь] филос. учение, считающее, что познание мира определяется личной перспективой, или углом зрения наблюдателя. Словарь иностранных слов. Комлев Н.Г., 2006 …   Словарь иностранных слов русского языка

  • ПЕРСПЕКТИВИЗМ — англ. perspec tivism; нем. Perspektivismus. Соц. восприятие (или анализ) людей, чьи действия и переживания связаны с ситуацией любого здесь и теперь , напр., с истор. ситуацией, с культ, контекстом, с соц. слоем, группой или ролью. Antinazi.… …   Энциклопедия социологии

  • перспективизм —         ПЕРСПЕКТИВИЗМ (фр. perspective от лат. perspicere смотреть сквозь, проникать взором) разновидность субъективистской теории познания, в которой мир предстает в виде личной «перспективы» каждого человека. Это значит, что особенности… …   Энциклопедия эпистемологии и философии науки

  • ПЕРСПЕКТИВИЗМ — англ. perspec tivism; нем. Perspektivismus. Соц. восприятие (или анализ) людей, чьи действия и переживания связаны с ситуацией любого здесь и теперь , напр., с истор. ситуацией, с культ, контекстом, с соц. слоем, группой или ролью …   Толковый словарь по социологии

  • Перспективизм — (лат. – внимательно разглядывает) – философское учение, рассматривающее познание как выражение личной позиции познающего, его особой индивидуальной точки зрения. Сторонники перспективизма не признают всеобщности познания: перспективы многообразны …   Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

  • БЕНН —         (Benn) Готфрид (1886 1956) – нем. поэт, писатель, теоретик искусства и культуры. Мировоззрение Б. сложилось под влиянием идей Ницше, Шпенглера и др. представителей “философии жизни”, а также филос. антропологии и глубинной психологии.… …   Энциклопедия культурологии

  • МЕТАФОРА ОПТИЧЕСКАЯ —         или визуальная (от visus, лат., зрение, вид, зрелище); метафора зеркала феномены, выполняющие особые функции в познании и языке, искусстве и науке, религии и философии культуре в целом. Существующие зрительные мифологемы включают… …   Энциклопедия культурологии

  • ВОЛЯ К ВЛАСТИ — основное понятие в философии Ницше, используемое им для обозначения принципа объяснения всего совершающегося в мире как таковом; его субстанциальной основы и фундаментальной движущей силы. Это то, с помощью чего все должно быть в конечном счете… …   История Философии: Энциклопедия

  • НИЦШЕ — (Nietzsche) Фридрих (1844 1900) нем. философ, представитель философии жизни, поэт. С детства обнаружил поэтические и музыкальные способности, с последнего курса филологического факультета Лейпцигского ун та (1869) был приглашен на должность проф …   Философская энциклопедия

Книги

Другие книги по запросу «ПЕРСПЕКТИВИЗМ» >>


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

We are using cookies for the best presentation of our site. Continuing to use this site, you agree with this.