“СТРАСТИ ДУШИ”

“СТРАСТИ ДУШИ”
“СТРАСТИ ДУШИ”
    “СТРАСТИ ДУШИ” (Les passions de l'âme) - последнее из произведений Декарта, опубликованное при его жизни в Париже и Амстердаме (1649; лат. пер. 1650). Цель работы — “объяснить страсти не как оратор и даже не как моральный философ, но только как физик”. На этом пути философ считает себя первооткрывателем. Первые пятьдесят параграфов посвящены описанию “природы человека”. Декарт выстраивает антропологию как наглядную анатомию движений человеческого тела, живущего по ясным физическим законам. Страсти в его описании — это живая природа человека, практически не зависимая от мыслительных усилий души. К страстям относимы все движения человеческой жизни, за исключением лишь тех немногих, которые никак не могут принадлежать телу. Только душе мы приписываем “мысли”. Однако все виды наших восприятий или знаний Декарт считает страдательными состояниями (они получены от вещей, извне). Действиями самой души являются только желания, то, что зависит от автономно действующей воли. Но даже воля при ближайшем рассмотрении у Декарта на подозрении, ибо сама она уже обольщена страстями и руководствуется суждениями, основанными на страстях, когда-то победивших ее. Эти страсти принимаются ею как собственное оружие.
    Логика декартовского рассуждения такова, что с территории антропологии оказывается вытесненной эгология. Декарт фактически вводит жесткое ограничение: процедуры ego cogit (“Я мыслю”) не могут быть основанием антропологического рассуждения. Объективное представление о человеке может быть изложено только на нейтральном языке наблюдения. Декарт наглядно рисует человеческое телесное существование как движение страстей. Модель его носит механический характер: “Будем рассуждать так: тело живого человека так же отличается от тела мертвого, как отличаются часы или иной автомат (т. е. машина, которая движется сама собой), когда они собраны и когда в них есть материальное условие тех движений, для которых они предназначены, со всем необходимым для их действия, от тех же часов или той же машины, когда они сломаны и когда условие их движения отсутствует” (Соч. в 2 т., т. 1. M., 1989, с. 484). Именно механическая модель может претендовать на исчерпывающую полноту описания. В наглядной картине телесной жизни не может быть скрытых, метафизических причин.
    Движущими элементами телесной жизни, по Декарту, являются т. н. “животные духи”, образующиеся в мозгу из мелких и активных частиц крови. В описании Декарта — это “тела, не имеющие никакого другого свойства, кроме того, что они очень малы и движутся очень быстро, подобно частицам пламени, вылетающим из огня свечи. Они нигде не задерживаются... сообщают телу самые различные движения” (там же, с. 486). Они обеспечивают жизнь тела без участия волеизъявлений души. Декарт вводит в описание жизни человеческого тела инстанцию “души”. Душа связана со всем телом, но локализована в определенном месте телесной конструкции человека, а именно в т. н. “шишковидной железе”. Окончательно убеждает Декарта в этом следующий аргумент: “...поскольку относительно одной и той же вещи в одно и то же время у нас есть только одна-единственная и простая мысль, безусловно необходимо, чтобы имелось такое место, где два изображения, получающиеся в двух глазах, или два других впечатления от одного предмета в двух других органах чувств могли бы соединиться, прежде чем они достигнут души, так как в противном случае они представляли бы ей два предмета вместо одного...; если исключить эту железу, то нет другого места в теле, где эти впечатления могли бы соединиться подобным образом...” (там же, с. 496), ибо все остальные части нашего мозга парные. Душа находится в железе, непарном органе, расположенном в центре мозга, откуда она излучается во все тело при посредстве животных духов.
    Страсти души вызываются также движением духов, которые колеблют железу. Первой же причиной страстей Декарт полагает воздействие предметов на наши чувства. Это воздей ствие имеет для нас различное значение, возбуждая, соответственно, различные страсти. Декарт выделяет 6 первичных страстей: удивление, любовь, ненависть, желание, радость и печаль, и говорит об их бесконечном числе. В кон. 1-й и в кон. 2-й частей трактата Декарт обращается к традиционной для метафизики теме — о власти над страстями. Эти пассажи в Декартовом исполнении выглядят несколько иронично. Призыв “приложить старания, чтобы наставлять и руководить” страстями, удерживаться от крайностей, высказан рядом с убеждением, что “те люди, кого особенно волнуют страсти, могут насладиться жизнью в наибольшей мере” (там же, с. 572). Декарт не дает моральных предписаний, основываясь на позиции нейтрального наблюдателя. Рус. переводы Н. Н. Сретенского (1914), А. К. Сынопалова (1950). Лт. см. к ст. Декарт.
    Е. В. Ознобкина

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. . 2001.


.

Игры ⚽ Поможем написать курсовую

Полезное


Смотреть что такое "“СТРАСТИ ДУШИ”" в других словарях:

  • «СТРАСТИ ДУШИ» — (Les passions de l’âme) – последнее из произведений Декарта, опубликованное при его жизни в Париже и Амстердаме (1649; лат. пер. 1650). Цель работы – «объяснить страсти не как оратор и даже не как моральный философ, но только как физик». На этом… …   Философская энциклопедия

  • СТРАСТИ ЖАННЫ Д`АРК — «СТРАСТИ ЖАННЫ Д АРК» (La passion de Jeanne d Arc), Франция, 1927, 114 мин. Психологическая драма. Датчанин Карл Теодор Дрейер получил возможность снять «Страсти Жанны Д Арк» после успеха во Франции его картины «Почитай свою жену». Ему было… …   Энциклопедия кино

  • Страсти (Бах) — Иоганн Себастьян Бах «Страсти» (нем. Die Passion)  цикл монументальных произведений Баха, где разыгрываемый в лицах евангельский рассказ перемежается ариями da capo …   Википедия

  • Страсти Христовы — Запрос «Страсти Христовы» перенаправляется сюда; см. также другие значения. «Несение креста», Жан Фуке, миниатюра из  «Часослова Этьена Шевалье». В медальоне  святая Вероника с …   Википедия

  • страсти́шка — и, род. мн. шек, дат. шкам, ж. уничиж. к страсть 1 ( во 2 знач.); пристрастие, склонность. Есть люди, имеющие страстишку нагадить ближнему, иногда без всякой причины. Гоголь, Мертвые души. Бездетные полковник и полковница прилепились к невинной… …   Малый академический словарь

  • Фауст: Семь ловушек для души — Фауст: 7 ловушек для души Разработчик Arxel Tribe Издатель Cryo Interactive Entertainment Дата выпуска 1999 Платформы Microsoft Windows Жанр …   Википедия

  • Фауст: Семь ловушек для души (компьютерная игра) — Фауст: 7 ловушек для души Разработчик Arxel Tribe Издатель Cryo Interactive Entertainment Дата выпуска 1999 Платформы Microsoft Windows Жанр …   Википедия

  • Муразов, Афанасий Васильевич ("Мертвые души", II) — Смотри также Откупщик. Скоро половина России будет в его руках , по словам Костанжогло. Состояние его перевалило за сорок миллионов , и все это приобретено самым безукоризненным путем и самыми справедливыми средствами . Умный человек , он не то,… …   Словарь литературных типов

  • Петрушка ("Мертвые души") — Смотри также Крепостной человек, лакей Чичикова. Малый лет тридцати, в просторном подержанном сюртуке. как видно с барского плеча ; одною рукою придерживал полы своего сюртука, ибо не любил, чтобы расходились полы . Малый немного суровый на… …   Словарь литературных типов

  • Волин, Николай Михалыч ("Люди и страсти") — Смотри также Отец Юрия, вдовец, 45 лет, любил свою покойную жену, как только может муж . По словам брата, благородный человек и судит всех по доброте души своей . Любит своего сына и дышит одним им , но отдал ребенка на воспитание теще (). Волин …   Словарь литературных типов


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»