СПХОТА


СПХОТА
СПХОТА
    СПХОТА (санскр. spho.ta— вспышка, от корня sphut— взрываться, раскрываться) — в индийской философии языка вечный и неделимый архетип звука и смысла. Возникнув как психологическое понятие для объяснения феномена понимания смысла слов, спхота постепенно приобретает черты метафизической концепции.
    Одно из первых упоминаний спхоты содержит “Махабхашья” (“Великий комментарий”) грамматиста Патанджали. Относительно его трактовки спхоты мнения современных ученых разошлись. Одни считают, что грамматист имеет в виду только фундаментальный звуковой инвариант, гл. о. фонему (варна) в противоположность индивидуальным вариациям (дхвани), другие приписывают ему концепцию спхоты как ментальной формы слова (П. Фильоза).
    Бхартрчхари упоминает несколько концепций спхоты. Первая из них состоит в том, что спхота порождается соединением и разъединением органов артикуляции. Спхота исчезает, но порожденные ею звуки как бы по цепочке, но все слабее и слабее, отражают ее. Согласно второй точке зрения, спхота имеет длительность. Сторонники третьей точки зрения утверждают, что хотя спхота и звуки, подобно огню и свету, производятся одновременно, на расстоянии воспринимаются только последние, подобно тому как издалека можно видеть свет, не видя его источника. Есть и четвертая точка зрения, согласно которой спхота представляет собой универсалию (джати), которая манифестируется индивидуальными звуками. В интерпретации самого Бхартрихари спхота лишена внутренних членений (abhinna), вечна (nitya) и не имеет временной длительности, но поскольку ее “проявляют”, т. е. делают воспринимаемой, базовые (prakrta) и вариативные (vaikâri) звуки, то в процессе восприятия ей ошибочно приписываются длительность первых и вариативность вторых. Большинство индийских комментаторов и западных исследователей считают, что с помощью спхоты Бхартрихари объясняет сигнификативную функцию языка (исключение составляет позиция Джоши, который связывает спхоту с различающей функцией языка).
    Согласно концепции последователей Бхартрихари, спхота выступает свернутой вечной сущностью слова, которая проявляется фонемами в момент его произнесения. Именно благодаря спхоте при произнесении определенных звуков в сознании слушателя, подобно “вспышке”, высвечивается смысл сказанного. Сторонники доктрины спхоты, особенно Мандана Мишра, доказывают ее необходимость мимансакам и найяикам, считавшим, что для понимания смысла слов вполне достаточно одних фонем. См. также ст. Философия языка в Индии, Шабда.
    В. Г. Лысенко

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. . 2001.


.

Смотреть что такое "СПХОТА" в других словарях:

  • Спхота — проявитель; идея, которая взрывается или мелькает в уме, когда произносится звук; впечатление, произведённое на ум при выслушивании звука …   Словарь йоги и веданты

  • Индия — (на языке хинди Бхарат)         официальное название Республика Индия.          I. Общие сведения          И. государство в Южной Азии, в бассейне Индийского океана.          И. находится на важнейших морских и воздушных коммуникациях,… …   Большая советская энциклопедия

  • Языкознание —         лингвистика, языковедение, наука о Языке. Объектом Я. является строение, функционирование и историческое развитие языка, язык во всём объёме его свойств и функций. Однако в качестве непосредственного предмета Я. в разные эпохи выдвигались …   Большая советская энциклопедия

  • АНАНДАГИРИ —     АНАНДАГИРИ (санскр. Änandagiri) (др. имена Анандаджняна, Джанардана) индийский религиозный философ 13 в., представитель адвайта веданты. Родился, вероятно, в Гуджарате (Западная Индия), был духовным наставником в монастыре в Двараке,… …   Философская энциклопедия

  • ФИЛОСОФИЯ ЯЗЫКА —     ФИЛОСОФИЯ ЯЗЫКА исследовательская область философии, в которой не просто анализируется взаимосвязь мышления и языка, а выявляется конституирующая роль языка, слова и речи в различных формах дискурса, в познании и в структурах сознания и… …   Философская энциклопедия

  • ШАБДА —     ШАБДА (санскр. йabda слово, звук) в индийской мысли широкий спектр явлений: звук, шум, фонема, звук речи, слово, фраза, язык в целом, речь. Практически все названные явления имели свои специфические названия (шум и звук дхвани, или нала,… …   Философская энциклопедия

  • ШАБДА-АДВАЙТА —     ШАБДА АДВАЙТА (санскр. вabdadvaita недвойственность слова) религиозно философская концепция индийского грамматиста Бхартрихарч. Изложена гл. о. в первой части (“Брахма канда” “Глава о Брахмане”) его трактата “Вакытадия”. “Лингвистический… …   Философская энциклопедия

  • Бхартрихари — (около V века н. э.[1])  санскритский автор, который, возможно, написал два важных санскритских текста: «Вакьяпадия», труд по санскритской грамматике и лингвистической философии, текст, заложивший основы теории спхота в индийской… …   Википедия

  • ФИЛОСОФИЯ ЯЗЫКА (В ИНДИИ) — – идеи индийских мыслителей о природе языка (его структуре, функциях и происхождении) и семантические теории (о соотношении языка и значения, о лингвистической единице смысла и т.п.). Особый интерес индийцев к языку, способствовавший его… …   Философская энциклопедия