- “СМЫСЛ ЖИЗНИ”
- “СМЫСЛ ЖИЗНИ”
-
“СМЫСЛ ЖИЗНИ” —главное сочинение Ε. Η. Трубецкого, поводом к написанию которого послужило мучительное переживание бессмыслицы мировой войны и революции. Впервые издано в Москве в 1918. Трубецкой утверждает, что все суждения о “смысле-истине” антиномичны. “Смысл-истина” и трансцендентна, сверхиндивидуальна, сверхвременна, безусловна, и имманентна; она есть содержание индивидуального сознания. Отсюда делается вывод, что либо истина есть акт безусловного сознания, либо истины вовсе нет. “Безусловное сознание” есть подлинно сущее и действенное. Субъект может постичь истину лишь посредством приобщения к “безусловному сознанию”. “Абсолютное сознание” не есть отвлеченная мысль, это духовно-чувственное созерцание или видение, т. е. оно конкретно, это “мировое око”. Вера в смысл жизни связана с верой в человека как носителя этого смысла. Человек обладает царственным достоинством — достоинством обладателя “смысла истины”, “безусловного сознания”. Но здесь возникает вечная коллизия между целями государства и достоинством человека. Государству зачастую нужны недостойные люди. Оно стремится стать “смертным богом” для человека, что ведет к “утрате человека” и культуры. Биологизм проник в философию, согласно ему зверь есть конечная сущность человека. Мировая война обнажила звериный образ человека, и люди ужаснулись ему. Однако сам факт отвращения и ужаса свидетельствует о чуждости звериного образа подлинной природе человека, который создан по образу и подобию Божию. Спасение — только в подъеме к безусловному всеединому сознанию, о котором свидетельствует совесть. В христианстве заключена не скорбь мира, покинутого Богом, но радость воскресения, в которую превращается крестная мука. Адский вихрь всеобщего разрушения, охвативший Россию, есть следствие “крайнего практического безбожия”, ведущего к разъединению частей целого и столкновению их друг с другом. Гонения на Церковь обнаруживают адский характер действующих сил. Национального инстинкта оказалось недостаточно, он оказался побежден интернационализмом, чуждым интересам России. Надежда коренится лишь в связи с Безусловным.Совр. изд.: М., 1994; “Смысл жизни”. Антология, общ. ред. и составление Н. К. Гаврюшина. М., 1994; Трубецкой E. ff. Избранное. М„ 1995.С. М. Половинкин
Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. Под редакцией В. С. Стёпина. 2001.
.