“СВЕТ НЕВЕЧЕРНИЙ: и ”

“СВЕТ НЕВЕЧЕРНИЙ: и ”
“СВЕТ НЕВЕЧЕРНИЙ: Созерцания и умозрения”
    “СВЕТ НЕВЕЧЕРНИЙ: Созерцания и умозрения”—одно из главных философских произведений С. Н. Булгакова, создававшееся в период с 1911 по 1916. После фрагментарных публикаций в периодической печати работа вышла отдельной книгой в издательстве “Путь” (М., 1917), последнее издание: М., 1994 “Свет невечерний” завершает религиозно-философский период творчества Булгакова, который, приняв в 1918 священство, в дальнейшем, не порывая внутренней связи с философской проблематикой, переходит к исследованию в основном богословских вопросов. Книга (сам автор называет ее исповедью) не только подводит определенный итог духовной эволюции от “легального марксизма” к идеализму и православию, но также глубоко и рельефно отражает смысл и существо поиска “религиозного единства жизни” значительной части русской интеллигенции начала 20 в. В ней развивается христианская философия Бога, мира и человека и лежащая в ее основе идея Софии (вслед за Вл. С. Соловьевым и П. А. Флоренским). Во введении (“Природа религиозного сознания”) анализируется трансцендентная природа религии, основы и предпосылки возникновения религиозного сознания. Живая вера основана на напряженном чувстве противоположности имманентного и трансцендентного, поляризации миросознания и богосознания, стремлении преодолеть греховность мира в результате чуда и любви Божества. В первом отделе (“Божественное ничто”) излагается концепция отрицательного богосознания, рассматриваются учения представителей апофатического богословия. Исходя из антиномизма религиозного сознания (невозможность понять трансцендентный божественный мир и одновременное присутствие этого мира в религиозном переживании), Булгаков предлагает определить Бога как некое имманентно-трансцендентное дуалистическое начало, которое, с одной стороны, поддается рационалистическому анализу (богословскому и философскому), ас другой — проявляется в мистическом богообщении. Второй отдел (“Мир”) посвящен уяснению смысла религиозных основ бытия. Творение мира Богом есть саморазвитие Абсолютного, творческая жертва любви ради относительного. Особую роль в творении мира играет София, которая, находясь между миром и Богом, вносит в мир умопостигаемые вечные идеи, придает ему подлинное бытие. В этом смысле мир есть София в своей основе и не есть София в своем состоянии В третьем отделе (“Человек”) представлена религиозная антропология и историософия. Человек, воплощая в себе образ и подобие Божье, есть одновременно тварь и не тварь, относительное и абсолютное, является метафизическим центром мироздания, содержит в себе всю полноту мира. Грехопадение человека и его будущее воскресение есть содержание и подлинный смысл истории, которую можно считать удавшейся, если она подготовила свой закономерный конец и переход в Царство Божие.
    Лит.: Зеньковский В. В. История русской философии, т. 2, ч. 2.Л., 1991; ЛосскийН. О. История русской философии. М., 1991; Хоружий С. С. Вехи философского творчества о. Сергия Булгакова.— В кн.: Булгакове. И. Соч., τ. Ι.Μ., 1993.
    В. Η. Жуков

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. . 2001.


.

Игры ⚽ Поможем сделать НИР

Полезное


Смотреть что такое "“СВЕТ НЕВЕЧЕРНИЙ: и ”" в других словарях:

  • «СВЕТ НЕВЕЧЕРНИЙ: — «СВЕТ НЕВЕЧЕРНИЙ: Созерцания и умозрения» – одно из главных философских произведений С.Н.Булгакова, создававшееся в период с 1911 по 1916. После фрагментарных публикаций в периодической печати работа вышла отдельной книгой в издательстве «Путь»… …   Философская энциклопедия

  • Свет невечерний: Созерцания и умозрения —    философское произв. Булгакова. Работа создавалась на протяжении нескольких лет (1911–1916), ее отдельные фрагменты публиковались в периодике (1914–1916). Отдельной книгой она вышла в изд ве Путь (М., 1917). По словам Зеньковского, С. н.… …   Русская Философия. Энциклопедия

  • СВЕТ НЕВЕЧЕРНИЙ: Созерцания и умозрения — одно из главных философских произв. Булгакова. Работа создавалась на протяжении нескольких лет (1911 1916), ее отдельные фрагменты публиковались в периодике (1914 1916). Отдельной книгой она вышла в изд ве Путь (М., 1917). По словам Зеньковского …   Русская философия: словарь

  • Невечерний — прил. устар. Негаснущий, немеркнущий (свет, заря и т.п.). Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 …   Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

  • Невечерний свет — всегда светлый, незаходящий, вечный …   Краткий церковнославянский словарь

  • Булгаков, Сергей Николаевич — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Булгаков. В Википедии есть статьи о других людях с такими же именем и фамилией: Булгаков, Сергей. Сергей Николаевич Булгаков …   Википедия

  • Булгаков С. — Сергей Николаевич Булгаков Михаил Нестеров Философы (Флоренский и Булгаков) 1917 Дата рождения: 28 (16) июня …   Википедия

  • Булгаков Сергей — Сергей Николаевич Булгаков Михаил Нестеров Философы (Флоренский и Булгаков) 1917 Дата рождения: 28 (16) июня …   Википедия

  • Булгаков Сергей Николаевич — Сергей Николаевич Булгаков Михаил Нестеров Философы (Флоренский и Булгаков) 1917 Дата рождения: 28 (16) июня …   Википедия

  • Булгаков С. Н. — Сергей Николаевич Булгаков Михаил Нестеров Философы (Флоренский и Булгаков) 1917 Дата рождения: 28 (16) июня …   Википедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»