- РЯД
- РЯД
-
РЯД (араб. силсила) — понятие, использовавшееся в классической арабо-мусульманской философии при обсуждении вопросов упорядоченности сущего, возможности его существования, причинности. Понятие ряда связано с понятиями конечности, бесконечности, предела (нихайа), совокупности (джумла, кулл, джамй').Ряд состоит из “членов” ('5хад), расположенных строго один после другого. “Следование” (та'аххур) и “предшествование” (такаддум) составляют отношения членов ряда между собой. Если они определены для всех членов, ряд является “упоря* леченным” (мураттаб). Различают ряд, члены которого “собираются” (иджтима'), и такой, члены которого не собираются воедино. Под первым обычно понимают конечный ряд, члены которого существуют одновременно, под вторым — бесконечный ряд, либо реально существующий (временное сущее, возникновение и гибель которого образуют бесконечную череду), либо абсурдную бесконечную регрессию или рекурсию обоснования (напр., обоснование “возможности” сущего ее собственной “возможностью” и т. д. или обоснование “необходимости” сущего его “существованием”, и наоборот). Рациональность и доступность познанию связываются с конечностью ряда, тогда как его бесконечность используется в доказательствах от противного как признак абсурда.Конечное число членов какого-либо ряда называется “совокупностью”. Отрицание “совокупности” означает признание бесконечности. В этих терминах уже среди мутазилитов обсуждался вопрос о конечности и бесконечности “познаваемого” Богом и “подвластного” ему, т. е. вещей мира, причем большинство склонялось ко второму мнению. При обсуждении проблемы обоснования характеристик отдельного сущего некоторые прибегали к бесконечной регрессии “смыслов”, отрицая наличие их “совокупности”. В арабоязычном перипатетизме понятие ряда использовано для доказательства конечности “вертикальных” причинно-следственных связей (от Первой Причины к единичному сущему), в отличие от бесконечности “горизонтального” чередования единичного временного сущего, возникающего в ограниченной материи мира. Как доказывает Ибн Ста, ряд “возможного” (мумкин), чтобы существовать, обязательно должен иметь предел, причем этот предел характеризуется самостной “необходимостью”, благодаря которой необходимая вся совокупность, оказывающаяся т. о. ограниченной, с одной стороны, единичным сущим, а с другой — Первым Сущим. Первый и последний члены ряда называются его “краями” (тараф). Особое значение имеет тот из них, который служит началом ряда, будучи только причиной, но не следствием. Ограниченность ряда, далее, связывается с конечностью его членов. Ас-Сухfueapàu показывает, что ограниченный упорядоченный ряд необходимо конечен по числу членов, и распространяет это положение, помимо причинно-следственного ряда, на ряд “аспектов” (хайсиййа) любого тела, ряд тел и ряд любого измерения пространства. В исмичлазме традиционное понятие вертикального причинно-следственного ряда сущего дополняется понятием “Второго Предела”. Под ним понимается совокупная форма, которую в конце времен образуют души праведников и которая будет подобна “Первому Пределу” — началу ряда, Первому Разуму. Ряд сущего, т. о., понимается как принципиально открытый и незавершенный не только в “горизонтальном”, но и “вертикальном” аспекте. В то же время понятие “совокупности”, хотя и сохраняет у ол-Кирмти признаки ряда, обозначает нечто единое, снимающее дискретность своих членов: в совокупности рядоположенных и обосновывающих один другого атрибутов Первого Разума выделяется абсолютное начало (жизнь), служащее основой всему прочему, но Первый Разум обладает каждым атрибутом “по совокупности”, а не как отдельным.Рядоположенность можно считать фундаментальной интуицией арабо-исламской мысли, заявляющей о себе не только эксплицитно. Она, безусловно, лежит в основе и понимания вечности в ее отношении ко времени: вечность представляется в образе двух векторов, направленных в прошлое и будущее из точки настоящего и образующих соответственно вечность-'азал и вечность-'абад (см. Вечность). Эти два вектора вкупе образуют бесконечную линию, которая может быть размечена строго рядоположенными атомарными моментами времени (для колами и суфизма}, маркирующими возникновение и гибель временного сущего. Интуиция рядности играет парадигмальную роль и в понимании континуального, а не только дискретного: хотя пространство мыслится в арабоязычном перипатетизме и ишракизме (наряду с исмаилизмом) как континуальное, понятие “край” (тараф) используется Ибн Сйной для определения “направления” (лхиха; см Пространство), а ас-Сухравардй доказывает конечность “измерений” пространства так же, как конечность причинноследственного ряда.А. В.Смирнов
Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. Под редакцией В. С. Стёпина. 2001.
.