РЯД

РЯД
РЯД
    РЯД (араб. силсила) — понятие, использовавшееся в классической арабо-мусульманской философии при обсуждении вопросов упорядоченности сущего, возможности его существования, причинности. Понятие ряда связано с понятиями конечности, бесконечности, предела (нихайа), совокупности (джумла, кулл, джамй').
    Ряд состоит из “членов” ('5хад), расположенных строго один после другого. “Следование” (та'аххур) и “предшествование” (такаддум) составляют отношения членов ряда между собой. Если они определены для всех членов, ряд является “упоря* леченным” (мураттаб). Различают ряд, члены которого “собираются” (иджтима'), и такой, члены которого не собираются воедино. Под первым обычно понимают конечный ряд, члены которого существуют одновременно, под вторым — бесконечный ряд, либо реально существующий (временное сущее, возникновение и гибель которого образуют бесконечную череду), либо абсурдную бесконечную регрессию или рекурсию обоснования (напр., обоснование “возможности” сущего ее собственной “возможностью” и т. д. или обоснование “необходимости” сущего его “существованием”, и наоборот). Рациональность и доступность познанию связываются с конечностью ряда, тогда как его бесконечность используется в доказательствах от противного как признак абсурда.
    Конечное число членов какого-либо ряда называется “совокупностью”. Отрицание “совокупности” означает признание бесконечности. В этих терминах уже среди мутазилитов обсуждался вопрос о конечности и бесконечности “познаваемого” Богом и “подвластного” ему, т. е. вещей мира, причем большинство склонялось ко второму мнению. При обсуждении проблемы обоснования характеристик отдельного сущего некоторые прибегали к бесконечной регрессии “смыслов”, отрицая наличие их “совокупности”. В арабоязычном перипатетизме понятие ряда использовано для доказательства конечности “вертикальных” причинно-следственных связей (от Первой Причины к единичному сущему), в отличие от бесконечности “горизонтального” чередования единичного временного сущего, возникающего в ограниченной материи мира. Как доказывает Ибн Ста, ряд “возможного” (мумкин), чтобы существовать, обязательно должен иметь предел, причем этот предел характеризуется самостной “необходимостью”, благодаря которой необходимая вся совокупность, оказывающаяся т. о. ограниченной, с одной стороны, единичным сущим, а с другой — Первым Сущим. Первый и последний члены ряда называются его “краями” (тараф). Особое значение имеет тот из них, который служит началом ряда, будучи только причиной, но не следствием. Ограниченность ряда, далее, связывается с конечностью его членов. Ас-Сухfueapàu показывает, что ограниченный упорядоченный ряд необходимо конечен по числу членов, и распространяет это положение, помимо причинно-следственного ряда, на ряд “аспектов” (хайсиййа) любого тела, ряд тел и ряд любого измерения пространства. В исмичлазме традиционное понятие вертикального причинно-следственного ряда сущего дополняется понятием “Второго Предела”. Под ним понимается совокупная форма, которую в конце времен образуют души праведников и которая будет подобна “Первому Пределу” — началу ряда, Первому Разуму. Ряд сущего, т. о., понимается как принципиально открытый и незавершенный не только в “горизонтальном”, но и “вертикальном” аспекте. В то же время понятие “совокупности”, хотя и сохраняет у ол-Кирмти признаки ряда, обозначает нечто единое, снимающее дискретность своих членов: в совокупности рядоположенных и обосновывающих один другого атрибутов Первого Разума выделяется абсолютное начало (жизнь), служащее основой всему прочему, но Первый Разум обладает каждым атрибутом “по совокупности”, а не как отдельным.
    Рядоположенность можно считать фундаментальной интуицией арабо-исламской мысли, заявляющей о себе не только эксплицитно. Она, безусловно, лежит в основе и понимания вечности в ее отношении ко времени: вечность представляется в образе двух векторов, направленных в прошлое и будущее из точки настоящего и образующих соответственно вечность-'азал и вечность-'абад (см. Вечность). Эти два вектора вкупе образуют бесконечную линию, которая может быть размечена строго рядоположенными атомарными моментами времени (для колами и суфизма}, маркирующими возникновение и гибель временного сущего. Интуиция рядности играет парадигмальную роль и в понимании континуального, а не только дискретного: хотя пространство мыслится в арабоязычном перипатетизме и ишракизме (наряду с исмаилизмом) как континуальное, понятие “край” (тараф) используется Ибн Сйной для определения “направления” (лхиха; см Пространство), а ас-Сухравардй доказывает конечность “измерений” пространства так же, как конечность причинноследственного ряда.
    А. В.Смирнов

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. . 2001.


.

Игры ⚽ Нужна курсовая?
Синонимы:

Полезное


Смотреть что такое "РЯД" в других словарях:

  • ряд — ряд/ …   Морфемно-орфографический словарь

  • РЯД — муж. вереница, строй, предметы по одной черте, по порядку, чередом. Ряд дерев. Улица в два ряда домов. Ряды на покосе, полосы в размах косы, валы. | воен. каждый человек в шеренге, со всеми стоящими или идущими за ним гусем (а ряд плечо с плечем… …   Толковый словарь Даля

  • ряд — а (с числительными: два, три, четыре ряда), предл. в ряде и в ряду; мн. ряды; м. 1. предл.: в ряду. Совокупность однородных предметов, расположенных друг за другом, в одну линию. Ровный ряд зубов. Светящиеся ряды окошек. Сажать свёклу рядами.… …   Энциклопедический словарь

  • ряд — сущ., м., употр. сравн. часто Морфология: (нет) чего? ряда, чему? ряду, (вижу) что? ряд, чем? рядом, о чём? о ряде и в ряду; мн. что? ряды, (нет) чего? рядов, чему? рядам, (вижу) что? ряды, чем? рядами, о чём? о рядах 1. Рядом называют множество… …   Толковый словарь Дмитриева

  • РЯД — РЯД, ряда (с числ. Два, три, четыре: ряда), в ряде и в ряду, мн. ряды, муж. 1. (в ряду). Совокупность однородных предметов, расположенных в одну линию. Верхний ряд зубов. Стулья в Два ряда. «Блестящих экипажей ряд.» Некрасов. «Рядами ветер гонит… …   Толковый словарь Ушакова

  • Ряд — имеет несколько значений: Ряд совокупность однородных, похожих предметов, расположенных в одну линию. Ряд совокупность каких нибудь явлений, следующих одно за другим в определённом порядке. Ряд некоторое, немалое количество, например «ряд стран» …   Википедия

  • РЯД — бесконечный ряд, выражение члены которого a1, a2,..., an,... числа (числовой ряд) или функции (функциональный ряд). Если сумма первых n членов ряда (частная сумма): Sn= a1+ a2+ ... + an при неограниченном возрастании n стремится к определенному… …   Большой Энциклопедический словарь

  • РЯД — РЯД, математическое выражение (сумма), получаемое путем сложения чисел ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ. Таким образом, ряд 1+4+9+16+... образуется из последовательности 1, 4, 9, 16,.... Также как и последовательность, ряд может содержать конечное или… …   Научно-технический энциклопедический словарь

  • ряд — Строй, линия, гряда, полоса, колонна, фаланга, цепь, шеренга, шпалеры. Гряда островов. Галерея общественных деятелей. Ср …   Словарь синонимов

  • РЯД — последовательность элементов (или чисел), соединённых знаками сложения, вычитания, или сложения и вычитания (знакопеременный ряд). Каждый элемент называется членом ряда. Различают Р.: числовые, степенные, тригонометрические, функциональные и др.… …   Большая политехническая энциклопедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»