ПРОТИВОПОЛОЖНОСТЬ В АРАБО-МУСУЛЬМАНСКОЙ ФИЛОСОФИИ

ПРОТИВОПОЛОЖНОСТЬ В АРАБО-МУСУЛЬМАНСКОЙ ФИЛОСОФИИ
ПРОТИВОПОЛОЖНОСТЬ В АРАБО-МУСУЛЬМАНСКОЙ ФИЛОСОФИИ
    ПРОТИВОПОЛОЖНОСТЬ В АРАБО.МУСУЛЬМАНСКОЙ ФИЛОСОФИИ. Различаются два типа противоположности, накйд и дидд. Первая — противоположность между вещью и ее отсутствием, т. е. абсолютным отрицанием типа “не-А”, неважно, понимается ли вещь в субстанциальном ключе или как действие. Такое отрицание выражается частицами 'адам (для отглагольных существительных — масдаров) и ла- (для имен и, реже, для масдаров). Вторая — противоположность между двумя существующими вещами, выраженными каждая самостоятельным термином, которые не являются вербальным отрицанием друг друга и имеют разные корни. Т. о., вещь “А” имеет две противоположности — “не-А” и “Б”, причем “Б” и “не-А” не включают друг друга, хотя “Б” предполагает “не-А”. Это выражается в терминах указания на смысл как “сопутствие” (илтизам) или “влечение” (истилзам) смысла “не-А” смыслом “Б”, но не “включение” (таламмун) второго в первое. Такое понимание противоположности имеет прямое отношение к особенностям трактовки закона исключенного третьего в арабо-мусульманской мысли. Устойчивым мотивом философии и теоретической мысли в целом в классический период было образование пар понятий по типу “А” и “Б”, а не “А” и “не-А”, или троек “А”, “Б” и “не-А”, причем в последнем случае оговаривалась смысловая разница между двумя противоположностями, “Б” и “не-А”. Пара противоположностей, как накйд, так и лидд, характеризуется взаимным отрицанием (танафин). Характер этого отрицания служил предметом дискуссии: одни считали, чтодля первых это отрицание “самостное”, а для вторых — “по сопутствию”, т. е. благодаря тому, что противоположность-дидд влечет противоположность-накйд, тогда как сами противоположности-дидд не отрицают друг друга; другие утверждали, что и противоположности-дидд отрицают друг друга самостно. В любом случае признавалось, что противоположности не могут “собраться” (иджтима') вместе, поскольку уничтожают друг друга. Если этого не происходит, напр., в смешении первоэлементов, наличествует что-то третье, что охраняет одну противоположность от действия другой.
    В наиболее общем виде отношение между противоположностями именуется “противолежанием” (такабул). Различают несколько видов противолежания противоположностей: “истинное” (хакйкийй, напр., вечность и возникновение) и “применительное” (и'тибарийй, напр., жизнь и смерть, противоположные применительно к одному субъекту в одно и то же время, но не иначе); “свойства и лишенности” (напр., зрячесть и слепота); “сопряженного” (напр., отцовство и сыновство) и др. Если противолежат противоположности-дидд, такое противолежание именуется также тададд, а если противоположности-накйд — танакуд. Противолежать могут не только противоположности, но и изоморфные структуры, в таком случае противолежание является также “уравновешенностью” (тавазун). В поэтике противолежание противоположностей в одном бейте (стихе) именуется также “совпадением” (мутабака, тибак).
    A.B. Смирнов

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. . 2001.


.

Игры ⚽ Нужна курсовая?

Полезное


Смотреть что такое "ПРОТИВОПОЛОЖНОСТЬ В АРАБО-МУСУЛЬМАНСКОЙ ФИЛОСОФИИ" в других словарях:

  • СУЩЕСТВОВАНИЕ В АРАБО-МУСУЛЬМАНСКОЙ ФИЛОСОФИИ —     СУЩЕСТВОВАНИЕ В АРАБО МУСУЛЬМАНСКОЙ ФИЛОСОФИИ. Наиболее общим термином для понятия “существование” служит “вуджуд”, употребляемый уже мутакаллимами. Близкое, но менее частотное “кавн” в каламе получает коннотацию “возникновение”; что вместе с …   Философская энциклопедия

  • ЗНАНИЕ В АРАБО-МУСУЛЬМАНСКОЙ ФИЛОСОФИИ —     ЗНАНИЕ В АРАБО МУСУЛЬМАНСКОЙ ФИЛОСОФИИ. Благодаря слитости процессуального и субстанциального аспектов в категории масдара (отглагольного существительного) арабское языковое мышление имеет тенденцию рассматривать процесс и результат как нечто …   Философская энциклопедия

  • СУЩЕСТВОВАНИЕ В АРАБО-МУСУЛЬМАНСКОЙ ФИЛОСОФИИ. — СУЩЕСТВОВАНИЕ В АРАБО МУСУЛЬМАНСКОЙ ФИЛОСОФИИ. Наиболее общим термином для понятия «существование» служит «вуджуд», употребляемый уже мутакаллимами. Близкое, но менее частотное «кавн» в каламе получает коннотацию «возникновение», что вместе с тем …   Философская энциклопедия

  • СВЕТ В АРАБО-МУСУЛЬМАНСКОЙ ФИЛОСОФИИ —     СВЕТ В АРАБО МУСУЛЬМАНСКОЙ ФИЛОСОФИИ. Хотя мотивы света и тьмы и ассоциация светлого начала с познанием и справедливостью, а темного с невежеством и притеснением составляют общее место и философии, и религиозной мысли ислама, философская… …   Философская энциклопедия

  • ЗНАНИЕ В АРАБО-МУСУЛЬМАНСКОЙ ФИЛОСОФИИ. — ЗНАНИЕ В АРАБО МУСУЛЬМАНСКОЙ ФИЛОСОФИИ. Благодаря слитости процессуального и субстанциального аспектов в категории масдара (отглагольного существительного) арабское языковое мышление имеет тенденцию рассматривать процесс и результат как нечто… …   Философская энциклопедия

  • НЕОБХОДИМОСТЬ В АРАБО-МУСУЛЬМАНСКОЙ ФИЛОСОФИИ —     НЕОБХОДИМОСТЬ В АРАБО МУСУЛЬМАНСКОЙ ФИЛОСОФИИ. Различаются два понимания необходимости: как неизбежности (дарура, идтирар) и как обязательности (ву джуб). В первом смысле необходимость противопоставляется “выбору” (ихгийар): “неизбежными”… …   Философская энциклопедия

  • ПРИРОДА В АРАБО-МУСУЛЬМАНСКОЙ ФИЛОСОФИИ —     ПРИРОДА В АРАБО МУСУЛЬМАНСКОЙ ФИЛОСОФИИ. Наиболее общим выражением понятия “природа” служили термины “таб ” и синонимичное “табй а”, понимание которых в значительной мере обязано идеям, выдвинутым в античности, хотя не сводится к ним… …   Философская энциклопедия

  • СУЩЕЕ В АРАБО-МУСУЛЬМАНСКОЙ ФИЛОСОФИИ —     СУЩЕЕ В АРАБО МУСУЛЬМАНСКОЙ ФИЛОСОФИИ, как и понятие существования, выражалось двумя основными терминами. Более общим служил “мавджуд” (букв. находимое), менее употребимым “ка ин” (букв. бытийствующее). Оба субстантивировались не сразу, и… …   Философская энциклопедия

  • СВЕТ В АРАБО-МУСУЛЬМАНСКОЙ ФИЛОСОФИИ. — СВЕТ В АРАБО МУСУЛЬМАНСКОЙ ФИЛОСОФИИ. Хотя мотивы света и тьмы и ассоциация светлого начала с познанием и справедливостью, а темного – с невежеством и притеснением составляют общее место и философии, и религиозной мысли ислама, философская… …   Философская энциклопедия

  • ДОБРОДЕТЕЛЬ В АРАБО-МУСУЛЬМАНСКОЙ ФИЛОСОФИИ — связывается, с одной стороны, с комплексом представлений, унаследованных от античности и выраженных прежде всего перипатетизмом и неоплатонизмом, а с другой – с развитыми в религиозно правовой и этической мысли ислама представлениями о… …   Философская энциклопедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»