- ПОКЛОНЕНИЕ
- ПОКЛОНЕНИЕ
-
ПОКЛОНЕНИЕ (араб. 'ибада) — термин, служивший в арабо-мусульманской мысли наиболее общим обозначением отношения человека к первоначалу мироздания. Человек с этой точки зрения рассматривается как “раб” ('абд). В религиозноправовой мысли (фикх) “раб” отличается от “ответственного по Закону” (мукаллаф), поскольку случайные и ненамеренные поступки, а также действия несовершеннолетнего включаются в первое, но не во второе понятие. “Поклонение” ('йбадат) понимается в фикхе как отношение человека к Богу, в отличие от му^малат — “взаимодействия” людей между собой. Мутазилиты утверждали возможность “соизмерения” (кийас; см. Доказательство) в вопросах поклонения. Согласно исламскому вероучению и фикху, поклонение предполагает в качестве непременного условия осознанность действия и твердое и искреннее намерение его совершить, а в философии начиная с мутазилитов осмысляется еще и как автономное, независимое от божественного предопределения действие человека. Положение человека как “поклоняющегося раба” прямо связано с сто положением как “наместника” (халифа) Бога на земле, полновластно распоряжающегося за того ее богатствами. Основным и одновременно наиболее совершенным видом поклонения считается молитва (салат).Ибн Соте истолковывает поклонение как “знание” (ма'рифа), а последнее — как мистическое познание ('ирфан) Бога “тайной сутью” (сирр) человека, его сердцем и душой, а молитву понимает как “уподобление” (ташаббух) человеческой разумной души Действенному Разуму и непрестанное поклонение абсолютной Истине ради приобщения к вечности. Созерцательное поклонение для него безусловно выше ритуального, так что первое он называет истинным, а второе — установленным по образцу первого. В исмаилчзме рассматриваются два вида поклонения: “поклонение действием”, или “явное поклонение” (исполнение религиозных обязанностей), и “поклонение знанием”, или “скрытое поклонение”, т. е. познание абсолютной истины. Оба вида поклонения необходимы и равноправны, составляя условие совершенства друг друга. Поклонение действием приносит нравственные добродетели, а поклонение знанием уподобляет человека первоначалу мироздания. В суфизме понятие поклонения изменяется в соответствии с общими положениями суфийской философии и понимается как воплощение сущим тех или иных “имен Бога”. Любая вещь осуществляет этот вид поклонения, называемый также “самостным” ('ибада затиййа). Как считает Ибн 'Араби, все имена Бога (иногда оговаривается исключение “самостной необходимости”) воплощены, во-первых, в мире в целом, а во-вторых, в человеке, поэтому поклонение человека — наиболее совершенное. “Поклонение подчинения” ('йбадат тасхйр), или поклонение, осуществляемое человеком, когда тот считает Бога подчиняющим началом, отделенным от него самого, противопоставляется “поклонению божественности” ('йбадат та'аллух), когда человек поклоняется любой вещи мира как “проявлению” Бога и тем самым — Богу как неотдельному от этой вещи (см. Проявление) и от самого поклоняющегося. В этой трактовке поклонения на первый план выходит понятие “подобие” (мисл): в своем подобии человек (напр., мужчина — в женщине) способен скорее увидеть полное проявление Бога. Наиболее совершенным поклонением оказывается максимальное выявление абсолютно всех свойств человека, а не исключительное развитие созерцательного начала, как у Ибн Сйны. Поэтому “рабскость” ('убудиййа) человека в ее крайнем проявлении неотличима от его “божественности”, ибо и то и другое означает воплощение в человеке всех универсалий.А. В. Смирнов
Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. Под редакцией В. С. Стёпина. 2001.
.