НЕПРОТИВЛЕНИЕ ЗЛУ

НЕПРОТИВЛЕНИЕ ЗЛУ
НЕПРОТИВЛЕНИЕ ЗЛУ
    НЕПРОТИВЛЕНИЕ ЗЛУ — нравственное требование, непосредственно выраженное в Христовой заповеди “Не противься злому” (Мф. 5:39) и сформировавшееся в процессе перехода от талиона к золотому правилу нравственности. В Нагорной проповеди оно и сформулировано в прямой оппозиции талиону; в ней заповедуются непротивление злу в собственном смысле слова, безграничная щедрость и великодушие (Мф. 5:40—41); ею опосредованы заповеди любви, прощения, любви к врагам и др. Как таковая заповедь непротивления злу содержательно сочетается с провозглашаемым блаженством изгоняемых за правду и поносимых за веру (Мф. 5:10—11). Утверждаемая в Евангелии заповедь непротивления злу представляет собой один из вариантов этого требования (или принципа), различные версии которого отражают указанное нормативное движение в нравственном развитии человечества.
    В иудейскую традицию идея непротивления злу входит в период после вавилонского пленения в виде требования благоволения врагам (Пр. 24:19, 21). Однако доброе отношение к врагу мыслится лишь как средство поборения его: благородством и добрыми поступками враг унижается; возмездие же остается в руках Бога, и оно оказывается тем более неотвратимым, чем последовательнее человек сам от него воздерживается. У злодея нет будущности (Пр. 25:20), благоволя врагу, человек усугубляет его вину и заслуживает вознаграждения Господа: “Ибо делая сие, ты собираешь горящие угли на голову его, и Господь воздаст тебе” (Пр. 25:22). Даже если принять комментарий Феофана Затворника к аналогичному тексту апостола Павла (Рим. 12:20), показывающий, что т. о. указывается не на косвенное вреждение — посредством Бога,— а на раскаяние, вызываемое у злодея добрым отношением, и тем самьм добром воспитывается добро,— используемая метафора (“горящие угли на голову его”) вполне соответствует духу талиона с его мотивами угрозы, возмездия и безусловной враждебности к врагу. Этот же стандарт отношения предполатается и у ветхозаветного Бога: “С милостивыми Ты поступаешь милостиво..., а с лукавым — по лукавству его; ибо Ты людей угнетенных спасаешь, а очи надменные — унижаешь” (Пс. 17:26-28).
    Близкую точку зрения проводит платоновский Сократ: не следует, вопреки мнению большинства, отвечать несправедливостью на несправедливость, поскольку несправедливость никогда недопустима (Критон 49Ьс), но не следует потому, чтоза несправедливость строже всего спросят в Аиде; иными словами, мотив деяния оказывается себялюбивым. Что же касается отношения к врагам, то, по Сократу, всеми силами стремясь искупить собственное преступление или преступление близких, следует, наоборот, утаивать преступления врагов, дабы сполна воздалось им после смерти (Горгий 48 la, 525a). Ни о каком благоволении как таковом к врагу не идет речи, но подспудно задается стандарт таких отношений, которые практически утверждают принцип личного и непосредственного непротивления злу.
    На основе этого формируется убеждение в необходимости бескорыстного непротивления злодействуя справедливости к врагу Уже в шумерских текстах встречается утверждение о необходимости благоволения к злодею, при этом доброе отношение к человеку, совершающему злодеяние, рассматривается как средство приобщения злодея к добру. Точно такой же смысл добродеяния недобрым указывается в даосизме: добрым отношением к злодею воспитывается добродетель (“Дао де цзин”, 49). Позиция Конфуция в этом плане была другой: на вопрос “Правильно ли отвечать добром на зло?” он указывал, что добром отвечают на добро,— на зло же отвечают справедливостью (“Лунь Юй”, 14,34); такой ответ мог предполагать непротивление злу, но не непременно. В римском стоицизме, в частности у Сенеки, высказывается идея, вполне созвучная золотому правилу: инициативным отношением к другому задается стандарт человеческих отношений вообще.
    В целом аналогичны и наставления апостола Павла (Рим. 12:17—18). Хотя у него и прорывается ветхозаветное понимание (“дайте место гневу Божию...”, благоволя врагу, “ты соберешь ему на голову горящие уголья” — Рим. 12:19,20), главным оказывается другое: “Не будь побежден злом, но побеждай зло добром” (Рим. 12:21; ср. 1 Фее. 5:15). В последующей богословской и философской мысли в этом русле неоднократно высказывались аргументы относительно того, что ответным злом умножается зло, а ненависть увеличивается взаимной ненавистью.
    Заповедь непротивления злу может быть существенно уточнена дополнением в той формулировке, которая встречается у Павла: “Не противьтесь злу силой”. Речь не идет о том, чтобы попустительствовать злу, не противясь ему; противиться следует не с помощью силы (т. е. ответного зла), а с помощью добра и любви. Л. Н. Толстой настолько был уверен в очевидности именно такой трактовки заповеди непротивления злу, что'приписывал ее евангельскому Христу (см. Толстовство).
    М. Вебер в очерке “Политика как призвание и профессия” настаивал на том, что заповедь “Не противостоять злу насилием” невозможна для политика. И. А. Ильин в книге “О сопротив.тши злу силой” в полемике с Толстым утверждал приоритетность принципа безусловного противостояния злу по отношению к принципу ненасилия.
    Лит.: Ea.iyA. Учение о христианском непротивлении злу насилием. М., 1908; To.icmou Л. Н. В чем моя вера? [IV].— Полн. собр. соч. в 90 т.,
    т. 23, М., 1928—1958; Ильин И. А. О сопротивлении злу силой.— Собр. соч.в 10т.,т.5.М., 1995, с. 31-221.
    Р. Г. Апресян

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. . 2001.


.

Смотреть что такое "НЕПРОТИВЛЕНИЕ ЗЛУ" в других словарях:

  • непротивление злу — (новейшее учение Гр. Л.Н. Толстого) Ср. Никто не прав, никто не виноват ... Так и все изуверы рассуждают, гасильники. С этим дойдешь до непротивления злу... Прибаутку то эту мы теперь везде слышим. Боборыкин. Василий Теркин. 3, 40. Ср. Она… …   Большой толково-фразеологический словарь Михельсона

  • Непротивление злу — Непротивленіе злу (новѣйшее ученіе Гр. Л. Н. Толстого). Ср. «Никто не правъ, никто не виноватъ...» Такъ и всѣ изувѣры разсуждаютъ, гасильники. Съ этимъ дойдешь до непротивленія злу.... Прибаутку то эту мы теперь вездѣ слышимъ. Боборыкинъ. Василій …   Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

  • НЕПРОТИВЛЕНИЕ ЗЛУ — принцип, укорененный в различных культурных парадигмах, идеал личной и общественной жизни, основанный на убеждении в том, что активное противостояние злу ведет к его усилению. Как правило, основные мотивы этических и социально политических… …   Современный философский словарь

  • Непротивление злу — принцип христианской этики, провозглашающий идеалом личной и общественной жизни, основанной на убеждении, будто противостояние злу увеличивает и усиливает само зло. Данный принцип полностью или частично вошел во многие религиозные конфессии, в… …   Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

  • Непротивление злу насилием — Слово и понятие, которое Л. Н. Толстой (1828 1910) ввел в русский язык в качестве одного из основных постулатов своего религиозно философского учения («толстовства»), к которому он пришел в 1880 е гг. Существо своего учения писатель изложил в… …   Словарь крылатых слов и выражений

  • непротивление злу насилием — сущ., кол во синонимов: 2 • кротость (34) • покорность (30) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 …   Словарь синонимов

  • НЕПРОТИВЛЕНИЕ ЗЛУ НАСИЛИЕМ — принцип поведения и учение, основанные на истолковании насилия (в т. ч. и революц. насильств. борьбы) как безусловного зла. Это учение составляет соц. нравств. ядро различных мелкобурж. идеологий, являясь отражением угнетения человека… …   Атеистический словарь

  • Непротивление злу насилием — Книжн. Отказ от насильственного подавления зла, стремление к преодолению его покорностью, смирением. /em> Восходит к Евангелию. БМС 1998, 402 …   Большой словарь русских поговорок

  • НЕПРОТИВЛЕНИЕ — НЕПРОТИВЛЕНИЕ, непротивления, мн. нет, ср. (книжн.). Только в выражении: непротивление злу (насилием) в религиозно философском учении Л.Толстого: преодоление зла посредством покорного и пассивного его приятия. Непротивление злу на руку… …   Толковый словарь Ушакова

  • НЕПРОТИВЛЕНИЕ — НЕПРОТИВЛЕНИЕ, я и НЕПРОТИВЛЕНСТВО, а, ср. Отказ от активной борьбы со злом, противопоставление ему покорности, пассивности, смирения. Непротивление злу. | прил. непротивленческий, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 …   Толковый словарь Ожегова

Книги

Другие книги по запросу «НЕПРОТИВЛЕНИЕ ЗЛУ» >>


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»