“НАУКОУЧЕНИЕ”

“НАУКОУЧЕНИЕ”
“НАУКОУЧЕНИЕ”
    “НАУКОУЧЕНИЕ” (“Wissenschaftslehre”) — общее обозначение комплекса сочинений Фихте, в которых он на протяжении всей жизни перерабатывал и развивал свое “учение о науке”, отождествлявшееся им с философией вообще как “знанием знания”, “наукой о сознании” (в отличие от традиционного понимания философии как онтологии — науки о бытии и знании, сохранявшегося у Декарта и Спинозы); при этом теория знания в “Наукоучении” раннего Фихте тождественна теории бытия. Вслед за Кантом Фихте считает, что философия должна стать строго научной; все остальные науки должны обрести в ней свой фундамент. Главная черта научного знания — его систематическая форма: все положения науки выводятся из одного принципа, который обеспечивает как единство и системность знания, так и его достоверность. Этот исходный принцип, который Фихте называет первым основоположением, должен обладать достоверностью сам по себе, до всякого объединения: истинность всей системы покоится на его истинности. Основоположением, которое было бы абсолютно очевидным и непосредственно достоверным, может быть, по Фихте, лишь такое, которое лежит в основе сознания и без которого сознание невозможно. Значит, это не то, что составляет содержание сознания, не факты сознания, а сама его сущность. Таковым является самосознание, “Я есмь”, “ЯГесмь Я”. Очевидность первого основоположения имеет не теоретический, а практически-нравственный характер, т. е. коренится не в его природе, а в его свободе. Вступить на путь наукоучения — значит, по Фихте, самому произвести этот акт, породить свое Я, т. е. родиться в духе. Т о., принцип автономии Явозведен Фихте в основоположение философской системы. Япервого основоположения наделено предикатами, которые обычно приписываются Богу: абсолютность, бесконечность, всереальность, самобытие (JTecпb причина самого себя). Вопрос о соотношении абсолютного Яи1Г эмпирического оказался одним из самых сложных в наукоучении, и не случайно во второй период своего творчества Фихте существенно уточняет фундамент своего построения — принцип Я. Система “Наукоучения” делится на три части: учение об основоположениях, учение о теоретическом Яи учение о практическом Я. Комплекс сочинений — в соответствии с философской эволюцией Фихте — распадается на два цикла. К первому относятся опубликованные в 1794—1802 сочинения “О понятии наукоучения, или т. н. философии”, 1794 (исправленное издание 1798); “Основа общего наукоучепия”, 1794 (исправленное издание 1802); “Очерк особенностей наукоучения по отношению к теоретической способности”, 1795; “Первое введение в наукоучение”, 1797; “Второе введение в наукоучение для читателей, уже имеющих философскую систему”, 1797; “Опыт нового изложения наукоучения”, 1797 (не окончен, обрывается на первой главе — из-за разгоревшегося в это время т. н. спора об атеизме). Русский перевод всех этих работ в 1-м томе “Избранных сочинений” (1916) (пер. Л. В. Успенского, Б. В. Яковенко, С. Ф. Кечекьяна под ред. Е. Н. Трубецкого).
    Второй цикл работ (1801—12), опубликованный уже после смерти Фихте его сыном в Собрании сочинений 1845—46, содержит: “Изложение наукоучения 1801 г.”; “Наукоучение” — лекции 1804; “Сообщение о понятии наукоучения и его дальнейшей судьбе, написанное в 1806 г.”; “Наукоучение в его общих чертах”, 1810; “Наукоучение” —лекции 1812; “Наукоучение” — лекции, читанные весной 1813, но оставшиеся незаконченными вследствие начавшейся войны; вступительные лекции к “Наукоучению”, читанные осенью 1813 в Берлинском университете.
    Исходное для первого периода понятие Я заменяется во второй период понятием “знания”, с помощью которого Фихте хочет освободиться от психологических импликаций, сопровождающих понятие Я. Но главное отличие “Наукоучения” второго периода: знание — уже не Абсолют, но только образ Абсолюта, признание принципиального различия между Абсолютом и абсолютным знанием, отказ от полного тождества знания и бытия. См. лит. к ст. Фихте.
    П. П. Гайденко

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. . 2001.


.

Игры ⚽ Поможем написать реферат

Полезное


Смотреть что такое "“НАУКОУЧЕНИЕ”" в других словарях:

  • НАУКОУЧЕНИЕ — (нем. Wissenschatslehre) 1. Термин, используемый Фихте для обозначения собственной системы философских взглядов, отождествляемой им с ‘учением о науке’, ‘знанием знания’, ‘наукой о сознании’ и т.п.; указывающий на проблемную преемственность его… …   История Философии: Энциклопедия

  • Наукоучение —         «НАУКОУЧЕНИЕ» («учение о науке», «наукословие») (Wissenschaftslehre) философское учение И. Г. Фихте, новые редакции которого он неоднократно предлагал в период с 1794 по 1813 («О понятии наукоучения, или о так называемой философии», 1794; …   Энциклопедия эпистемологии и философии науки

  • НАУКОУЧЕНИЕ — у Фихте этот термин употребляется в смысле метафизики знания, у Больцано в смысле онтологической логики. С сер. 19 в. понятие употребляется для обозначения учения о методах, основах, предпосылках и целях конкретных наук. См. также Частные науки.… …   Философская энциклопедия

  • «НАУКОУЧЕНИЕ» —         («Wissensehaftslehre»), общее обозначение комплекса соч. Фихте, в которых он на протяжении всей жизни перерабатывал и развивал своё «учение о науке», отождествлявшееся им с философией вообще как «знанием знания», «наукой о сознании» (в… …   Философская энциклопедия

  • НАУКОУЧЕНИЕ — (нем. Wissenschatslehre) 1. Термин, используемый Фихте для обозначения собственной системы философских взглядов, отождествляемой им с учением о науке , знанием знания , наукой о сознании и т.п.; указывающий на проблемную преемственность его… …   История Философии: Энциклопедия

  • «НАУКОУЧЕНИЕ» — произведение Фихте, развивающее его теорию оснований нашего знания (первое изложение в 1794 г., новые варианты в 1801, 1804, 1812 гг.). Вариант 1794 г., наиболее известный, представляет собой философию «абсолютного Я »: поскольку понимание это… …   Философский словарь

  • "НАУКОУЧЕНИЕ" — (1794) – одно из осн. соч. Фихте. Философская Энциклопедия. В 5 х т. М.: Советская энциклопедия. Под редакцией Ф. В. Константинова. 1960 1970 …   Философская энциклопедия

  • ФИХТЕ — (Fichte) Иоганн Готлиб (1762 1814) нем. философ, один из крупнейших представителей нем. идеализма (нем. классической философии). Проф. ун та Йены (с 1794), ректор Берлинского ун та (с 1811). Основы своей философии Ф. развивал в т.н. наукоуче нии …   Философская энциклопедия

  • ФИХТЕ — (Fichte) Иоганн Готлиб (1762 1814) один из виднейших представителей немецкой трансцендентально критической философии; родился в семье ткача, учился в Йене, затем в Лейпциге на факультете теологии. В 1792 под влиянием идей Канта пишет ‘Опыт… …   История Философии: Энциклопедия

  • ФИХТЕ — (Fichte) Иоганн Готлиб (1762 1814) один из виднейших представителей немецкой классической философии; родился в семье ткача, учился в Йене, затем в Лейпциге на факультете теологии. В 1792 под влиянием идей Канта пишет «Опыт критики всяческого… …   Новейший философский словарь


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»