- “НАУКОУЧЕНИЕ”
- “НАУКОУЧЕНИЕ”
-
“НАУКОУЧЕНИЕ” (“Wissenschaftslehre”) — общее обозначение комплекса сочинений Фихте, в которых он на протяжении всей жизни перерабатывал и развивал свое “учение о науке”, отождествлявшееся им с философией вообще как “знанием знания”, “наукой о сознании” (в отличие от традиционного понимания философии как онтологии — науки о бытии и знании, сохранявшегося у Декарта и Спинозы); при этом теория знания в “Наукоучении” раннего Фихте тождественна теории бытия. Вслед за Кантом Фихте считает, что философия должна стать строго научной; все остальные науки должны обрести в ней свой фундамент. Главная черта научного знания — его систематическая форма: все положения науки выводятся из одного принципа, который обеспечивает как единство и системность знания, так и его достоверность. Этот исходный принцип, который Фихте называет первым основоположением, должен обладать достоверностью сам по себе, до всякого объединения: истинность всей системы покоится на его истинности. Основоположением, которое было бы абсолютно очевидным и непосредственно достоверным, может быть, по Фихте, лишь такое, которое лежит в основе сознания и без которого сознание невозможно. Значит, это не то, что составляет содержание сознания, не факты сознания, а сама его сущность. Таковым является самосознание, “Я есмь”, “ЯГесмь Я”. Очевидность первого основоположения имеет не теоретический, а практически-нравственный характер, т. е. коренится не в его природе, а в его свободе. Вступить на путь наукоучения — значит, по Фихте, самому произвести этот акт, породить свое Я, т. е. родиться в духе. Т о., принцип автономии Явозведен Фихте в основоположение философской системы. Япервого основоположения наделено предикатами, которые обычно приписываются Богу: абсолютность, бесконечность, всереальность, самобытие (JTecпb причина самого себя). Вопрос о соотношении абсолютного Яи1Г эмпирического оказался одним из самых сложных в наукоучении, и не случайно во второй период своего творчества Фихте существенно уточняет фундамент своего построения — принцип Я. Система “Наукоучения” делится на три части: учение об основоположениях, учение о теоретическом Яи учение о практическом Я. Комплекс сочинений — в соответствии с философской эволюцией Фихте — распадается на два цикла. К первому относятся опубликованные в 1794—1802 сочинения “О понятии наукоучения, или т. н. философии”, 1794 (исправленное издание 1798); “Основа общего наукоучепия”, 1794 (исправленное издание 1802); “Очерк особенностей наукоучения по отношению к теоретической способности”, 1795; “Первое введение в наукоучение”, 1797; “Второе введение в наукоучение для читателей, уже имеющих философскую систему”, 1797; “Опыт нового изложения наукоучения”, 1797 (не окончен, обрывается на первой главе — из-за разгоревшегося в это время т. н. спора об атеизме). Русский перевод всех этих работ в 1-м томе “Избранных сочинений” (1916) (пер. Л. В. Успенского, Б. В. Яковенко, С. Ф. Кечекьяна под ред. Е. Н. Трубецкого).Второй цикл работ (1801—12), опубликованный уже после смерти Фихте его сыном в Собрании сочинений 1845—46, содержит: “Изложение наукоучения 1801 г.”; “Наукоучение” — лекции 1804; “Сообщение о понятии наукоучения и его дальнейшей судьбе, написанное в 1806 г.”; “Наукоучение в его общих чертах”, 1810; “Наукоучение” —лекции 1812; “Наукоучение” — лекции, читанные весной 1813, но оставшиеся незаконченными вследствие начавшейся войны; вступительные лекции к “Наукоучению”, читанные осенью 1813 в Берлинском университете.Исходное для первого периода понятие Я заменяется во второй период понятием “знания”, с помощью которого Фихте хочет освободиться от психологических импликаций, сопровождающих понятие Я. Но главное отличие “Наукоучения” второго периода: знание — уже не Абсолют, но только образ Абсолюта, признание принципиального различия между Абсолютом и абсолютным знанием, отказ от полного тождества знания и бытия. См. лит. к ст. Фихте.П. П. Гайденко
Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. Под редакцией В. С. Стёпина. 2001.
.