“НАУКА ЛОГИКИ”

“НАУКА ЛОГИКИ”
“НАУКА ЛОГИКИ”
    “НАУКА ЛОГИКИ” (Wissenschaft der Logik), илит. н. “Большая логика”, — произведение Гегеля, играющее роль основания всей его системы. Написано в нюрнбергский период. 1-я часть — “Объективная логика”, кн. 1, “Учение о бытии” (1812); 2-я часть — “Объективная логика”, кн. 2, “Учение о сущности” (1813); 3-я часть—“Субъективная логика”, или “Учение о понятии” (1816). В 1831 Гегель задумал переиздание, но успел доработать и расширить только “Учение о бытии” (издано в 1833 в качестве 3-го тома Собрания сочинений). Русские переводы: Н. Г. Дебольского (1916, 2-е изд. 1929); Б. Г. Столпнера (1937—39; 1970 — под ред. А. П. Огурцова и М. И. Иткина).
    СТРУКТУРА, ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ. Гегель написал два Предисловия к “Науке логики” — в 1812 к 1-му изданию и 7 ноября 1831 — к предполагавшемуся 2-му изданию. В первом Предисловии Гегель говорит о необходимости кардинальной реформы логики, которая должна стать содержательной дисциплиной, ибо “только природа содержания может быть тем, что развертывается в научном познании, причем именно лишь эта собственная рефлексия содержания полагает и порождает само определение содержания” (Наука логики, т. 1. М.,1970, с. 78). Далее, “чистые мысли”, которыми занимается логика, должны быть представлены “в самодвижении”: “их самодвижение есть их духовная жизнь и представляет собой то, что конституирует науку...” (с. 79). В Предисловии ко 2-му изданию Тегель видит высшую задачу логики в том, чтобы “ очистить категории, действующие лишь инстинктивно как влечения и осознаваемые духом прежде всего разрозненно. и этим очищением возвысить его в них к свободе и истине” (с. 88). Во Введении раскрывается предмет логики — “мышление, постигающее в понятиях”; логику следует понимать как “систему чистого разума”, даже как “изображение Бога” в его вечной сущности (с. 103), “чистое знание” предстает здесь как “конкретное, живое единство” (с. 114). Содержательная категориальная логика одновременно есть и учение о диалектическом методе, принципы которого — “необходимость связи и имманентное возникновение различий” (с. 109) — реализуются в самодвижении логических категорий. Деление логики: “объективная логика” (логика понятия как бытия) и “субъективная логика” (логика понятия как понятия); объективная логика в свою очередь делится на учение о бытии в собственном смысле и учение о сущности.
    УЧЕНИЕ О БЫТИИ. В учении о бытии Гегель прежде всего ставит вопрос: “С чего следует начинать науку?” Здесь во всеобще-логической форме осмысливается проблема начала любого системного научного построения. Таким началом должна быть “наличная и сохраняющаяся на всех последующих этапах развития основа”, то, что остается “всецело имманентным своим дальнейшим определениям” (с. 128). Для логики этой начальной “клеточкой” выступает “чистое бытие”, которое есть вообще то же, что и ничто, и совершается переход к становлению. Через его моменты — возникновение и прехождение — осуществляется “снятие становления” и переход в категориальную сферу “наличного бытия” (Dasein), которое делится на три раздела: наличное бытие как таковое; нечто и иное, конечность; качественная бесконечность. В разделах о наличном бытии как таковом вводится и проясняется категория качества. На категориальной стадии “конечности” Гегель вводит категории: нечто и иное (они в свою очередь дают жизнь категориям бытия-для-иного и в-себе-бытия); определение, свойство и граница; конечность. Общий смысл этой стадии определяется так: “Нечто вместе со своей имманентной границей, полагаемое как противоречащее самому себе, в силу которого оно выводится и гонится дальше, есть конечное” (с. 191). Иллюстрацией служат математические понятия: точка, линия, поверхность, противореча самим себе (ибо их определенность есть и их граница, и выхождение за ее пределы), из самих себя, через свое понятие, “движутся в себе”: “диалектика точки — это стать линией, диалектика линии — стать плоскостью, диалектика плоскости — стать целокупным пространством” (с. 190—191). Такова имманентная диалектика понятий (диалектической логики и науки): конечное переходит в бесконечность. Раздел о соотношении конечного и бесконечного — один из лучших в “Науке логики” благодаря тонкой, многосторонней диалектике анализа. Если мысль застревает на простой противоположности бесконечного конечному, то это “.дурное бесконечное” (с. 204), а “истинная бесконечность” вырастает из понимания того, что, во-первых, и бесконечное, и конечное подвергаются внутреннему отрицанию, и, во-вторых, что “не конечное есть реальное, а бесконечное” (с. 215), что “конечное идеально”.Это и есть “философский идеализм”, поскольку все принципы всякой философии всегда “суть мысли, всеобщее, идеальное” (с. 222), а не конечные вещи в их наличии. Бытие- для-себя как последняя категориальная ступень сферы качества (разделяемая на бытие-для-себя как таковое; одно и многое; отталкивание и притяжение) образует переход в сферу количества (величины). Последнее же (разделяемое на количество как таковое, определенное количество, количественную бесконечность) перетекает в сферу категории меры, которая (через специфическое количество и реальную меру) полагает “становление сущности”.
    Мера — это единство качества и количества, качественное количество, “специфическая” величина. “Узловая линия отношений мер” — категориальная стадия, на которой фиксируется такое изменение количества, которое внезапно (скачкообразно) вызывает изменение качества: напр., вода, нагретая до 100°, превращается в пар, а охлажденная ниже 0°, становится льдом. Температуры кипения и замерзания — примеры “узловых” точек мерных отношений. “Мерные” понятия применимы и к общественной, государственной сферам, хотя “узлы” меры здесь не столь определенны и очевидны, как в природе. Существует, напр., зависимость между размером государства и наиболее благоприятными для него строем, системой управления. Категорией меры завершается учение о бытии, онтологическую значимость которого Гегель связывает с тем, что процесс “продвижения” логики по категориальным ступенькам бытия “есть движение самого бытия” (там же, т. 2. M., 1971, с. 7).
    СУЩНОСТЬ И ПОНЯТИЕ. В разделе “Сущность” Гегель связывает категории бытия и сущности: “Сущность находится между бытием и понятием и составляет их середину...” (с. 8). Сущность есть существенное наличное бытие в противоположность несущественному. Сущность — в себе и для себя снятое бытие. То, что ей противостоит, есть сначала только видимость (бытие, лишенное сущности). Отсюда категориальные ступени сферы сущности: 1) видимость (разделяется на: существенное и несущественное, видимость, рефлексия);
    2) определенные сущности, или рефлексивные определения; 3) основания. Понятие “рефлексии” имеет основополагающее значение для сферы сущности, и весь ее первый раздел именуется “Сущность как рефлексия в самой себе”. Если для категорий бытия основополагающим является соотношение с иным, то для категории сущности характерно “соотносящееся с собой отрицание”, т. е. рефлектирующее движение. В сфере бытия качество переходит в количество, в сфере сущности явление и сущность (соответственно тождество и различие, причина и действие и т. д.) рефлективно соотносятся, “светятся” друг через друга. “Иное” в сфере сущности — не бытие с отрицанием и границей, а “отрицание с отрицанием” (с. 18). Рефлексия (разделяется на полагающую, внешнюю, определяющую), посредством которой мысль полагает “собственные” определения, подчеркивает принципиальное отличие всех категорий сферы сущности. Гегель вводит и исследует здесь такие понятия, как тождество, различие (разделяемое на разность, противоположность, противоречие), основание (разделяемое на абсолютное, определенное основание и условие), явление (разделяемое на существование, явление, существенное отношение), действительность (разделяемая на абсолютное, собственно действительность, абсолютно необходимое, абсолютное отношение — дробимое на субстанцию, причину, взаимодействие). Для анализа соотношения категорий сущности Гегель использует формально-логические законы тождества, исключенного третьего, противоречия и в то же время критикует их, если они толкуются как фиксация одностороннего, застывшего тождества.
    Третий раздел учения о сущности — содержательный анализ категорий, которые в истории логики и философии было принято именовать “модальными”. Его предваряет раскрытие единства внешнего и внутреннего; от царства абстрактных, или формальных, возможностей мысль переходит к “реальной возможности, а через нее — к необходимости, которая есть единство реальной возможности и действительности.
    Здесь также имеет место переход от субстанции к субъекту. Категория “субстанции” у Гегеля есть обозначение необходимой, абсолютно безусловной сущности, которая существует через самое себя (causa sui Спинозы). От “пассивной субстанции” мысль переходит к понятию ее внутреннего противодействия, когда она выступает как причина, а далее — к понятию бесконечного взаимодействия. В дальнейшем свобода провозглашается “истиной необходимости”, а в качестве “истины субстанции” выступает понятие, которое провозглашается “истиной бытия и сущности”.
    УЧЕНИЕ О ПОНЯТИИ. Три главных раздела этого учения — “Субъективность”, “Объективность”, “Идея”. В логике понятий Гегель как будто бы придерживается категориальной последовательности, характерной для формальной логики: от понятия (в более частном смысле), разделяемого на всеобщие, частные (особенные) и единичные, он переходит к суждениям (суждения наличного бытия, т. е. утвердительные и отрицательные суждения; “суждения рефлексии”, или количества, т. е. единичные, особые, всеобщие; суждения необходимости, т, е. категорические, гипотетические и разделительные суждения; суждения понятия, или суждения модальности, т. е. ассерторические, проблематические и аподиктические), затем — к умозаключениям. Но все это — скорее внешняя канва диалектико-логической работы, основывающейся на онтологизации понятий и форм мысли (“все есть умозаключение”).
    Основной смысл учения о понятии состоит в следующем. Если формальную логику интересует лишь форма суждения “S есть P”, и вовсе не интересует, действительно ли S есть Р, то содержательная диалектическая логика проверяет на “истинность” это “есть”. “Ни понятие, ни суждение не находятся только в нашей голове и не образуются лишь нами. Понятие есть то, что живет в самих вещах, то, благодаря чему они суть то, что они суть, и понять предмет означает, следовательно, осознать его понятие” (Энциклопедия философских наук, т. 1,с.351-352).
    Раздел “Объективность”, который делится на категориальные сферы “Механизм”, “Химизм”, “Телеология”, имеет своим предметом анализ трех основных типов вычленения объектов обычным человеческим познанием и наукой. Под “механизмом” (неверно отождествляемым с механикой и механицизмом) понимаются первоначальные приемы выделения объектов и “внешние” приемы овладения ими (напр., “механизм” характерен для социальной сферы, когда отношения между гражданами-индивидами и правительством понимаются чисто формально). “Химизм” — “первое отрицание безразличной объективности и внешней определенности” (Наука логики, т. 3, с. 182) и “телеологизм” (или “организм”) — стадии более высокого, более “внутреннего” отношения мысли к объекту. Последний раздел “Науки логики” — “Идея” (в свою очередь разделяемая натри подраздела — “Жизнь”, “Идея познания”, “Абсолютная идея”) — резюмирует те принципы метода, о которых речь шла вначале.
    Лит.: Мотрошилова Н. В. Путь Гегеля к “Науке логики”. М., 1984; Μαι-χ W. Hegels Theorie logischer Vermittlung: Kritik der dialektischen Rekonstruktion.— “Wissenschaft der Logik”. Stuttg., 1972; DüsingK. Das Problem der Subjektivität in Hegels Logik. Bonn, 1976; Theunissen M. Sein und Schein. Die kritische Funktion der Hegeischen Logik. Fr./M., 1978; Die Wissenschaft der Logik und die Logik der Reflexion: Hegel-Tagung Chantilly. 1971. Bonn, 1978; JareykG. Systeme et liberté dans la logique de Hegel. P., 1980. См. также лит. к ст. Гегель.
    Н. В. Мотрошилова

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. . 2001.


.

Игры ⚽ Нужно сделать НИР?

Полезное


Смотреть что такое "“НАУКА ЛОГИКИ”" в других словарях:

  • Наука Логики — (Wissenschaft der Logik)  наиболее трудная для понимания работа Гегеля, которая представляет собой изложение необходимого движения мышления в чистых категориях мысли (Абсолютная идея). Если философия духа и философия природы изображают движение… …   Википедия

  • Наука логики — (Wissenschaft der Logik)  наиболее трудная для понимания работа Гегеля, которая представляет собой изложение необходимого движения мышления в чистых категориях мысли (Абсолютная идея). Если философия духа и философия природы изображают движение… …   Википедия

  • НАУКА ЛОГИКИ — ’НАУКА ЛОГИКИ’ (‘Wissenschaft der Logik’) центральная работа Гегеля, выдвинувшая логику в качестве основополагающей философской дисциплины и утвердившая логицизм в качестве основной и окончательной системной парадигмы, одержавшей верх над всеми… …   История Философии: Энциклопедия

  • Наука логики —         «НАУКА ЛОГИКИ» («Wissenschaft der Logik») одно из главных сочинений Г.В.Ф. Гегеля. Впервые издано в 1812 1816. По своему содержанию оно созвучно более поздней первой части «Энциклопедии философских наук» с идентичным названием (так… …   Энциклопедия эпистемологии и философии науки

  • «НАУКА ЛОГИКИ» —         т. н. «Большая логика» («Wissenschaft der Logik», 1812 16), осн. произв. Гегеля, где развёрнуто его понимание диалектич. метода. Содержит 3 части: «Учение о бытии», «Учение о сущности», «Учение о понятии». В 1831 Гегель начал подготовку 2 …   Философская энциклопедия

  • Наука логики (Гегель) — Наука логики Wissenschaft der Logik Автор: Георг Вильгельм Фридрих Гегель Язык оригинала: немецкий Публикация: 1812 1816 …   Википедия

  • "НАУКА ЛОГИКИ" — (ч. I – 1812; ч. II – 1813 и ч. III – 1816) – соч. Гегеля, в к ром изложено его логич. учение и развит диалектич. метод. Философская Энциклопедия. В 5 х т. М.: Советская энциклопедия. Под редакцией Ф. В. Константинова. 1960 1970 …   Философская энциклопедия

  • НАУКА ЛОГИКИ — ( Wissenschaft der Logik ) центральная работа Гегеля, выдвинувшая логику в качестве основополагающей философской дисциплины и утвердившая логицизм в качестве основной и окончательной системной парадигмы, одержавшей верх над всеми ранее… …   История Философии: Энциклопедия

  • НАУКА — особый вид познавательной деятельности, направленный на выработку объективных, системно организованных и обоснованных знаний о мире. Взаимодействует с др. видами познавательной деятельности: обыденным, художественным, религиозным, мифологическим …   Философская энциклопедия

  • наука —         НАУКА особый вид познавательной деятельности, нацеленный на выработку объективных, системно организованных и обоснованных знаний о мире. Социальный институт, обеспечивающий функционирование научной познавательной деятельности.         Как …   Энциклопедия эпистемологии и философии науки


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»