“МУКАДДИМА”

“МУКАДДИМА”
“МУКАДДИМА”
    “МУКАДДИМА” (араб. “Введение”) — обширная теоретическая часть многотомного труда Ибн Халдуна “Книга поучительных примеров и сведений из истории арабов, персов, берберов и других современных им народов” (имеются и другие варианты перевода), получившая самостоятельное значение под названием “Введение” (или “Пролегомены”); написана в 1375-78.
    “Мукаддима” явилась результатом осмысления Ибн Халдуном опыта, приобретенного им в течение многих лет административной деятельности при разных властителях арабского Магриба, а также кропотливой работы над многочисленными ис
    ториографическими сочинениями, традиционный характер которых его не удовлетворял. Его изложение истории было первой в историографии попыткой выявить внутренние, естественные законы развития человеческого общества. “Новая наука” (социальная философия Ибн Халдуна) имела целью вскрыть “причины происхождения династий и возникновения человеческого общежития” (“Избр. произведения мыслителей стран Ближнего и Среднего Востока”. М., 1961, с. 560, пер. С. М. Бациевой), объяснить историю под углом зрения соответствия ее “природе человеческого общества” (табй'ат ал-иджтима' ал-башарй).
    Размышляя над этой проблемой, Ибн Халдун отмечал, что вслед за животным “появился человек, наделенный способностью к мышлению и рассудком, поднявшими его над миром обезьяны” (там же, с. 568). Человек — существо общественное. Он не имеет многих качеств, которые помогают животным, но зато имеет руки, рассудок, орудия труда, а также “совместность жизни”, взаимопомощь, обеспечивающие ему защиту. Наделенный этими возможностями (или обретший их) человек, осваивая природу, создает мир культуры и себя самого как человека культуры ('умран).
    Ибн Халдун выделяет две основные или фазы в развитии человеческих объединений, которые определяются характером производства средств существования, их распределения и потребления. Первая фаза — это “бадава”, жизнь, связанная со скотоводством и земледелием. Вторая, более поздняя фаза — “хадара”, жизнь городская. В первом типе производства труд, ограниченный примитивными орудиями, производит только необходимый для поддержания жизни продукт, чем определяется и его равное распределение между членами коллектива. Однако при некотором избытке продукта равенство нарушается, происходит образование неравных групп, классов (табака). С появлением избытка связан и переход ко второму типу производства — торгово-ремесленному и соответственно к городской жизни. Труд усложняется, он требует участия в нем большего числа людей, создавая новую и дополнительную стоимость продукта, порождая роскошь и стремление к ней, а также материальную базу для роста населения. В качестве порождаемого избытком следствия Ибн Халдун рассматривает и науку.
    Другим (социально-политическим) аспектом отмеченного процесса является переход от “'асабиййа” к “мулк”, от родоплеменных отношений к отношениям, определяемым властью, владением, сосредоточением роскоши в руках властителя и его приближенных. Со временем власть обособляется, возникает государство (давла) — группа людей, обладающих властью и защищающих ее с помощью уже не сородичей, а наемной силы. Однако дальнейший рост роскоши и усиление власти-государства приводит к увеличению налогов и обиранию подданных, последствием чего становится разрушение экономики, нравов и в конечном счете упадок и гибель данной цивилизации.
    Т. о., цивилизация, констатирует Ибн Халдун, проходит естественный, закономерный путь от возникновения через расцвет к упадку и смене ее другой, находящейся пока еще в фазе “'асабиййа”. Этот путь могучей в прошлом и переживающей распад цивилизации Магриба и проанализирован в “Мукаддиме”. Ибн Халдуна называют нередко первым, хотя и не оказавшим влияния на современное ему сознание, социологом.
    Лит.: Бацчева С. М. Историко-соииологический трактат Ибн Халлуна “Мукаддима”. М., 1965; Она же. Бедуины и горожане в “Мукаддиме” Ибн Халдуна.— В кн.: Очерки истории арабской культуры 5— 15 вв. M., 1982; ИгнатенкоА. А. Ибн-Хальдун. М., 1981; Lacoste Y. La grande oeuvre d'Ibn Khaldoun. “La Pensée”. P., 1956, N 69; Idem. Ibn Khaldoun. Naissance de l'histoire passée du Tiers-Monde. P., 1966.
    Ε. A. Фролова

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. . 2001.


.

Игры ⚽ Поможем написать реферат

Полезное


Смотреть что такое "“МУКАДДИМА”" в других словарях:

  • Ибн Хальдун — Памятник в Тунисе Абу Зейд Абдуррахман ибн Мухаммад Ибн Хальдун аль Хадрами аль Эшбили (араб. ابو زيد عبد الرحمن بن محمد ابن خلدون الحضرمي الإشب …   Википедия

  • ИБН ХАЛЬДУН — Абдурахман Абу Зейд ал Магриби (1332 1406) араб. историк, философ, государственный деятель. Занимал различные посты при дворах правителей Туниса, Феса, Гренады, Египта. Основной труд И.Х. «Книга назидательных примеров из истории арабов, персов,… …   Философская энциклопедия

  • Ибн-Хальдун — Памятник в Тунисе Ибн Хальдун (ابن خلدون), Абдуррахман Абу Зейд ибн Мухаммад; Вали ад дин Абд ар Рахман ибн Мухаммад; по прозвищу Хадрами и Эшбили, Севильский; 27 мая 1332, Тунис 17 марта 1406, Каир; 732 808 гг. хиджры) арабский мусульманский… …   Википедия

  • Ибн Халдун — Памятник в Тунисе Ибн Хальдун (ابن خلدون), Абдуррахман Абу Зейд ибн Мухаммад; Вали ад дин Абд ар Рахман ибн Мухаммад; по прозвищу Хадрами и Эшбили, Севильский; 27 мая 1332, Тунис 17 марта 1406, Каир; 732 808 гг. хиджры) арабский мусульманский… …   Википедия

  • Ибн Хальдун Абдуррахман Абу Зейд ибн Мухаммед — Ибн Хальдун, Ибн Халдун Абдуррахман Абу Зейд ибн Мухаммед (27.5.1332, Тунис, 17.3.1406, Каир), арабский историк и философ. Последователь арабского философа Ибн Рушда. В 1349 75 занимал различные посты при дворах правителей Туниса, Феса, Гранады,… …   Большая советская энциклопедия

  • Ибн Хальдун —         Ибн Халдун Абдуррахман Абу Зейд ибн Мухаммед (27.5.1332, Тунис, 17.3.1406, Каир), арабский историк и философ. Последователь арабского философа Ибн Рушда. В 1349 75 занимал различные посты при дворах правителей Туниса, Феса, Гранады,… …   Большая советская энциклопедия

  • Ибн Араби — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Ибн аль Араби. Ибн Араби Мухйиддин Мухаммад Ибн Али ибн Мухаммад ибн Араби ал Хатими ат Таи ал Андалуси (араб. محي الدين محمد ابن علي ابن محمد ابن عربي الحاتمي الطائي الأندلسي‎‎, Мурсия …   Википедия

  • ИБН ХАЛДУН —     ИБН ХАЛДУН Вали ад Дйн Абд ар Рахман Ибн Мухаммад (1332, Тунис 1406, Каир) арабо мусульманский философ, историк и государственный деятель. Получил образование в Тунисе. С 1354 сменил много городов Магриба и Испании, занимая пост секретаря и… …   Философская энциклопедия

  • Розенталь, Франц — Франц Розенталь Franz Rosenthal Дата рождения: 31 августа 1914(1914 08 31) Место рождения: Берлин, Германская империя Дата смерти …   Википедия

  • ИБН ХАЛЬДУН — ИБН ХАЛЬДУН, Ибн Халдун (1332—1406), арабский магрибинский историк, государственный деятель, философ. «Пролегомены [к всеобщей истории]. (Мукаддима)», «История арабов и берберов», суфийский трактат «Исцеление вопрошающего».● Бациева С.М.,… …   Литературный энциклопедический словарь


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»