МОР Томас

МОР Томас
МОР Томас
    MOP (More) Томас (7 февраля 1478, Лондон — 6 июля 1535, там же) — английский гуманист, государственный деятель и писатель, в своем творчестве с наибольшей полнотой отразивший социальные идеалы ренессансного гуманизма. Происходил из семьи лондонского юриста. Первоначальное образование получил в грамматической школе св. Антония. Тринадцати лет принят пажом в дом архиепископа Кентерберийского Джона Мортона. В 1492—94 обучался в Оксфордском университете, затем по настоянию отца проходил курс юридических наук в школах правоведения Лондона. Много занимался освоением латинского и древнегреческого языков, изучал произведения крупнейших античных и раннехристианских мыслителей (Платона, Аристотеля, Лукиана, Августина). Значительное влияние на направление его интересов оказало сближение с кружком оксфордских гуманистов — Дж. Колетом, Т. Линакром, У. Гросином, У. Лили. В 1499 Мор познакомился с голландским гуманистом Эразмом Роттердамским.
    Около 1502 стал адвокатом и преподавателем права. В 1504 избран в парламент, в стенах которого убедительно выступил против финансовых притязаний короля Генриха VII. Опасаясь репрессий, вынужден был на время оставить политику и вернуться к адвокатской деятельности. В 1510 Мор снова в парламенте, который был созван вступившим на престол королем Генрихом VIII; тогда же он назначен помощником городского шерифа. Искушенного в государственных делах юриста Мора привлекали к выполнению дипломатических миссий. В 1516 в составе английского посольства он направлен для переговоров во Фландрию.
    Во время поездки Мор приступил к 1-й книге “Утопии”, которую завершил по возвращении домой; 2-я книга, т. е. собственно повествование о якобы недавно открытом государстве утопийцев, была в основном написана гораздо раньше. Таким порядком работы Эразм Роттердамский объясняет “некоторое несходство слога” (на самом деле обе части “Утопии” и тематически и концептуально вполне самостоятельны, связь между ними весьма условна). Предварив все произведение вступительными письмами единомышленников-гуманистов, Мор издал его с помощью друзей в конце 1516 в Лувене (Нидерланды). По утверждению Эразма, в “Утопии”, писавшейся с целью показать, отчего государство приходит в упадок, Мор прежде всего изобразил родную страну, “которую глубоко изучил и знал”. Однако это суждение справедливо только в отношении первой книги трактата, содержащей анализ социально-экономического положения Англии, острую критику огораживаний, хозяйственного монополизма, констатирующей процесс разложения деревни, упадок ремесла, нравственную порчу общества. Во второй же книге описан фантастический остров Утопия (название, придуманное Мором, впоследствии стало нарицательным, см. Утопия). Идеальное государство Мора покоится на экономико-политических и нравственно-правовых основаниях, адекватных представлению о человеке, сложившемуся в ренессансной культуре. Счастье индивидуума не приносится в нем в жертву благополучию гражданского коллектива, а регламентация материальных потребностей не только не ведет к закрепощению личности, но, напротив, призвана создать оптимальные, по понятиям того времени, условия для “духовной свободы и просвещения”. Склонности каждого члена общества не игнорируются и тем более не подавляются: утопийцы свободны в выборе рода занятий, допускается разномыслие при истолковании наблюдений природы, несходство точек зрения на мораль, провозглашается различие верований и религиозная терпимость. “Аскетическая простота” утопийского быта не мешает проявлениям ренессансного жизнелюбия, предполагая — при минимальном удовлетворении материальных потребностей — утонченнейшие духовные наслаждения как наиболее соответствующие природе человека. Самый образ утопийского общежития, в котором упразднены частная собственность, денежное обращение, привилегии, получаемые по происхождению, производство роскоши на потребу имущим, стал своего рода кульминацией гуманистических мечтаний о строе, возвышающем людей образованных и добродетельных. Ибо именно гуманисты, столь ревностные в изучении наук и искусств, в воспитании добронравия, призваны были занять первенствующе место в государстве, основанном на началах общности.
    Третье издание “Утопии” (Базель, 1518) было дополнено разделом “Эпиграммы” — собранием поэтических произведений разных жанров (стихотворений, поэм и собственно эпиграмм). По-видимому, в одно время с “Утопией” писалась “История Ричарда III” (не окончена), единственное историческое сочинение Мора, содержащее не только изложение событий из истории Англии, но и анализ системы власти, основывающейся на произволе и насилии. Первоначально было опубликовано анонимно в 1543 в составе хроники Джона Гардинга, затем в 1548 и 1550 в хронике Эдуарда Холла с указанием на принадлежность “Истории...” Мору. В 1587 перепечатано в хронике Холиншеда; это издание использовал Шекспир, работая над трагедией “Ричард III”.
    Король Генрих VIII, обеспокоенный разорением крестьянства в результате огораживаний, одобрил критический пафос “Утопии” и назначил ее автора в 1517 своим советником. В 1518 Мор уже королевский секретарь, в 1521 он начал заседать в “Звездной палате” — высшем судебном учреждении Англии, тогда же назначен помощником казначея королевства и удостоен рыцарского звания.
    В 1521 от имени Генриха VIII вышел из печати трактат “Защита семи таинств против Мартина Лютера”, редактором (возможно, и соавтором) которого был Мор. Лютер в своем ответе отчитал и обругал короля, после чего Мор опубликовал “Отповедь Лютеру” (1523), обвинив немецкого реформатора в подстрекательстве народа к бунту против законных властей. В 1523 Мор избран спикером палаты общин, в 1525 ему пожалован пост канцлера герцогства Ланкастерского. После смещения кардинала Уолси, в октябре 1529 Мору была вручена большая печать лорда-канцлера Англии. В мае 1532 Генрих VIII, принявший сторону Реформации, заставил английское духовенство подчиниться в церковных делах контролю королевской власти. Сторонник верховной власти папы, Мор был вынужден уйти в отставку и подвергся преследованиям. В апреле 1534 он был заключен в Тауэр, а в следующем году осужден по ложному обвинению в государственной измене и казнен. Причислен католической церковью к лику блаженных (1886), канонизирован (1935).
    Соч.: The Complete Works of St. Thomas More, v. 1—16. New Haven— L., 1963; врус. пер.: Эпиграммы. История Ричарда III. M., 1973; Утопия. M., 1978.
    Лит.: Осиновский И. И. Томас Мор: утопический коммунизм, гуманизм, Реформация. М., 1978; Кудрявцев О. Ф. Ренессансный гуманизм и “Утопия”. М., 1991; Reynolds Ε. Ε. The Field is Won. The Life and Death of St. Thomas More. L., 1968.
    О. Ф. Кудрявцев

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. . 2001.


.

Игры ⚽ Нужна курсовая?

Полезное


Смотреть что такое "МОР Томас" в других словарях:

  • Мор Томас — «Томас Мор»  портрет, написанный художником Гансом Гольбейном в 1527 году Томас Мор (7 февраля 1478  6 июля 1535, Лондон)  английский мыслитель, писатель. Содержание 1 Биография …   Википедия

  • Мор Томас — (More) (1478 1535), английский гуманист, государственный деятель и писатель; один из основоположников утопического социализма. Друг Эразма Роттердамского. Канцлер Англии в 1529 32. Будучи католиком, отказался дать присягу королю как «верховному… …   Энциклопедический словарь

  • Мор, Томас — Томас Мор. МОР (More) Томас (1478 1535), английский гуманист, государственный деятель и писатель; один из основоположников утопического социализма. Друг Эразма Роттердамского. Канцлер Англии в 1529 32. Будучи католиком, отказался дать присягу… …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • Мор Томас — Томас Мор. Томас Мор. () английский гуманист, государственный деятель и писатель. Один из основоположников утопического социализма. Друг Эразма Роттердамского. Канцлер Англии в 1529 32 гг. Будучи католиком, отказался дать присягу королю как… …   Энциклопедический словарь «Всемирная история»

  • Мор Томас — (More) Мор Томас (More, Thomas) (1478 1535) Английский писатель, гуманист, государственный деятель. Являлся одним из основоположников утопического сициализма. Учился в Оксфордском университете, позднее, по настоянию отца, проходил курс… …   Сводная энциклопедия афоризмов

  • Мор, Томас — (More) (7 февраля 1478, Лондон 6 июля 1535, там же) английский гуманист, государственный деятель и писатель; один из основоположников утопизма. Канцлер Англии в 1529 1532 годах. Будучи преданным католиком, Томас Мор отказался дать присягу королю… …   Политология. Словарь.

  • Мор Томас — (1478 1535 гг.) английский гуманист, государственный деятель и писатель. Один из основоположников утопического социализма. Друг Эразма Роттердамского. Канцлер Англии в 1529 32 гг. Будучи католиком, отказался дать присягу королю как верховному… …   Исторический словарь

  • Мор, Томас — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Мор. Не следует путать с Мур, Томас. Томас Мор англ. Thomas More …   Википедия

  • МОР Томас — (More, Thomas) ТОМАС МОР (1478 1535), именуемый также св. Томасом Мором, английский государственный деятель, писатель и мученик, знаменитый более всего своей Утопией, в которой описано идеальное государство. Родился в Лондоне 6 февраля 1478… …   Энциклопедия Кольера

  • Мор Томас — Томас Мор и Утопия     Томас Мор родился в Лондоне в 1478 г. Он был другом и последователем Эразма и обладал изящным стилем, присущим всем гуманистам. Принимал деятельное участие в политической жизни, занимал высокие должности. Твердый в своей… …   Западная философия от истоков до наших дней


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»