- МАКЛЮЭН
- МАКЛЮЭН
-
МАКЛЮЭН (McLuhan) Херберт Маршалл (21 июля 1911, Эдмонтон, Канада — 31 декабря 1980, Торонто) — канадский философ, литературовед, культуролог, первый и самый значительный теоретик электронных средств массовой коммуникации, одна из наиболее ярких фигур общественной и интеллектуальной жизни США 1960—70-х гг. Выходец из “средних” слоев общества (отец — страховой агент, мать — актриса). Первоначально инженер (окончил Манитобский университет; в 1933 — бакалавр, в 1934 — магистр), а впоследствии и филолог по образованию (Кембридж, Тринити Колледж; степень доктора филологии в 1942). Преподавал литературу в ряде университетов (1936—46); с 1947 — профессор литературы Торонтского университета. В публикациях этого периода Маклюэн сосредотачивается на исследовании творчества Г. К. Честертона, Т. С. Элиота, Д. Джойса, Э. Паунда и У. Б. Йитса. В 1950-х гг. интересы Маклюэна приобретают междисциплинарный характер. В 1953—55 он становится руководителем семинара по культуре и коммуникациям в Торонто, совместно с антропологом Э. Карпентером издает журнал “Эксплорейшнз”, освещающий проблемы междисциплинарных гуманитарных исследований. Уже в первой его книге “Механическая невеста. Фольклор индустриального человека” (“Mechanical Bride. Folklore of Industrial Man”, 1951), посвященной проблемам рекламы и ее воздействия на рядового американца, практически была очерчена тематика, центральная для всех последующих, принесших ему мировую известность произведений. В фокусе его внимания — коммуникационные технологии, являющиеся основополагающими для становления и развития современного массового общества. В 1960-х гг. Маклюэн становится одной из звезд американской поп-культуры, “пророком из Торонто”. В 1963—79 он возглавляет созданный им Торонтский Центр культуры и технологии, постоянно читает лекции и курсы в различных университетах, выступает перед главами ведущих корпораций, менеджерами, политиками, в периодической печати (особенно известно обширнейшее интервью журналу “Playboy”) и на телевидении, консультирует корпорации, правительство и религиозные круги.В этот период выходят в свет самые известные, принесшие ему мировую славу книги: “Галактика Гутенберга” (“The Gutenberg Galaxy”, 1962), “Понимая медиа; продолжения человека” (“Understanding Media: The Extensions of Man”, 1964), “Meдита — это Послание” (“The Medium is the Message”, 1967), “Война и мир в глобальной деревне” (“War and Peace in the Global Village”, 1968), а также ряд менее значительных работ (“Hot and Cool”, 1965; “Pro and Con”, 1968; “Through the Vanishing Point”, 1968; “Culture is our Business”, 1970). В последний год жизни Маклюэн попытался обобщить результаты своих исследований и создать свод “законов медиа”. Отчасти эта работа нашла свое отражение в изданной уже его сыном Эриком книге “Законы медиа” (“Laws of Media”, 1988).Культурологическая позиция Маклюэна отчетливо представлена уже в “Галактике Гутенберга”, где изобретение печатного пресса рассматривается в качестве основного условия возникновения нового типа ментальности и общественного устройства, характерных для индустриальной эпохи. В предшествующие эпохи, для которых системообразующими являлись такие технологии коммуникации, как устная речь и письменность, преобладал иной “сенсорный баланс”, ориентированный на слух (даже в средние века манускрипты обычно зачитывались вслух) и такгильность. Массовое распространение печатного слова приводит к безусловному господству визуального восприятия над всеми иными видами сенсорного опыта, формирует особый тип человеческой индивидуальности, порождающий соответствующие общественные отношения, экономический уклад, науку, технику, культуру В 20 в. на смену ему приходят “электрические” (электронные) средства общения, радикально преобразующие всю сферу межчеловеческих коммуникаций в направлении слияния изолированных друг от друга индивидов, наций и рас в единое коммуникационное сообщество. В результате планета превращается в “глобальную деревню”. По Маклюэну, обычные средства связи и коммуникации являются технологическим “продолжением” (extension) различных человеческих органов. Средства же коммуникации электронного типа становятся “продолжением” нервной системы человека, технологически расширяющим последнюю за пределы его органического тела. Подтверждением предвидениям Маклюэна стало бурное развитие информационных технологий, приведшее к возникновению принципиально отличной от прежних средств массовой коммуникации глобальной информационной сети Интернет.Представляя свои идеи, Маклюэн не пренебрегал возможностями искусства: его книги зачастую необычны по оформлению, яркий и броский коллаж текстовых и визуальных материалов, осуществленный при содействии талантливейших художников, графиков и фотографов того времени, выступает тут коррелятом синкретичности мироощущения автора, его стиль чрезвычайно образен и метафоричен, предельно доходчив даже для неискушенного читателя. Религиозная составляющая его творчества (Маклюэн принял католичество в 1937) отчетливо проявляется в трактовке им феномена коммуникационных технологий не как бездушно-механического артефакта, а как Послания, смысл которого человечеству еще только предстоит разгадать.Μ. Μ. Кузнецов
Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. Под редакцией В. С. Стёпина. 2001.
.