- МАЙТРИ
- МАЙТРИ
-
МАЙТРИ (санскр. maitrî, пали mena — дружба, дружелюбие) — одна из основных категорий индийского альтруизма. Майтри близка добродетели дана (дар, дарение) — щедрости, благотворительности (см. Паромиты), считавшейся важным условием и мирского и духовного преуспеяния начиная с самых ранних памятников индийской культуры. Уже один из гимнов “Ригведы” напоминает богатым, что следует уделять что-то и бедным и уметь пользоваться богатством не только для себя (X.I 17). В “Брихадараньяка-упанишаде” божество грома дает наставление благотворить наряду с предписанием контролировать себя и оказывать сострадание другим (V.2.3), в “Чхандогья-упанишаде” щедрость рекомендуется наряду с аскезой, повреждением, честностью и правдивостью (III.17.4). Она же всячески рекомендуется в Дхармашастрах и дидактических текстах “Махабхараты”. В текстах Палийского канона щедрость рассматривается как добродетельный акт, приносящий заслугу (см. Папа—пунья) — первый из группы этих актов, наряду с добродетельным поведением (см. Шила) и медитацией (Дигха-никая III.218). Однако в отличие от названной добродетели, майтри является более интровертной, обозначая прежде всего внутреннее расположение “практикующего” по отношению к другим живым существам. В этом отношении ей ближе каруна — “сострадание”, но в последней, воспетой в “Бодхичарья-аватаре” Шантидэвы (7—8 вв.) и других произведениях махаяны, акцентируется именно “со-страдание” к страждущим, в то время как в майтри скорее “со-радование” с другими существами.Добродель майтри почитается во всех трех основных индийских религиях. В “Законах Ману” (VI.8) она входит в список основных добродетелей, в котором занимает третье место после изучения Веды и скромности и предшествует вниманию. В “Йога-сутрах” (1.33) майтри-дружелюбие названо первым из средств очищения сердца (вместе с состраданием, симпатической радостью и беспристрастием). По толкованию Вьясы, в отличие от сострадания, которое испытывают по отношению к несчастным, сорадование обращено к счастливым живым существам, а Вачаспати Мишра уточняет, что майтри — это добросердечность (саухарда), устраняющая даже следы зависти. В “Таттеартхадхигама-сутре” Умасвати она идет первой в списке полезных упражнений для души, следующем за начальным “обетом”-вратой (VII.6).Специально концепция майтри разрабатывалась в буддизме. В поучениях Будды она определяется как одно из важных средств очищения сердца (Дигха-никая 1.251; Самъюттаникая 11.265; Ангуттара-никая LV.150). Определение майтри представлено в “Висуддхимагге” Буддхагхосы. Дружелюбие опирается на размышление: “Подобно тому как я желаю своего благополучия и люблю себя, так же обстоит дело и с другими, потому пусть они будут счастливы”. Майтри — духовное упражнение, необходимое ради достижения высших целей, при котором культивируемая благожелательность обращается (в порядке возрастающей сложности ее реализации) на людей дорогих, не-доропта, нейтральных и на врагов. “Воспитывать” же сострадательное сердце — значит желать, чтобы все существа достигли состояния счастья, мира и благополучия. Конечная задача — достижение “безграничного дружелюбия”. Культивирование данного состояния описывается как процесс длительный и сложный. В “Дашабхумике”, специально посвященной десяти ступеням совершенства бодхисаттвы, указывается, что бодхисаттва “пронизывает” всю вселенную своим умом и сорадованием, обладая безграничной свободой от ненависти, зависти и враждебности к какому-либо живому существу Тем не менее майтри здесь — не цель, но скорее средство достижения высших, “трансэтических” состояний.В. К. Шохин
Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. Под редакцией В. С. Стёпина. 2001.
.