ЛЯН ШУМИН

ЛЯН ШУМИН
ЛЯН ШУМИН
    ЛЯН ШУМИН (Лян Хуаньдин, Лян Шоумин)( 17 сентября 1893, Пекин — 23 июня 1988, там же) — китайский философ, представитель нового конфуцианства, деятель движения “аграрной реконструкции”. В молодости испытал влияние идей буддизма, в 1917—24 преподавал в Пекинском университете индийскую философию. В 1922 опубликована прославившая его книга “Дун си вэньхуа цзи ци чжэсюэ” (“Культуры Востока и Запада и их философии”). После 1924 участвовал в просветительской работе в деревне, в 1931 основал и позднее возглавил Институт аграрной реконструкции. Стал одним из создателей и руководителей Демократической лиги Китая, редактором ее печатного органа “Гуанмин бао” (Гонконг). В 1947, выйдя из Лиги, вернулся к научной и преподавательской работе, в 1949 опубликовал книгу “Чжунго вэньхуа яои” (“Главный смысл китайской культуры”). В сентябре 1953 Лян Шумин выступил с критикой КПК за то, что она забыла о нуждах крестьян и оставила их в нищете, сосредоточившись на индустриализации и повышении уровня жизни рабочего класса, за что получил от Мао Цзэдуна резкую отповедь. Волна политической критики “реакционных” взглядов Лян Шумина продолжалась до 1956. В ходе “культурной революции” он сознательно уклонился от участия в кампании по критике Конфуция. В 1975 завершил работу “Жэньспнь юй жэньшэн” (“Человеческое сознание и человеческая жизнь”, опубл. в 1984). В 1980 Лян Шумин был избран в комитет по реформе конституции КНР, в 1985 возглавил совет независимой .Академии китайской культуры.
    Идеи Лян Шумина сформировались в нач. 1920-х гг в условиях спора китайской интеллигенции о пределах “вестернизации” национальной культуры. Помимо конфуцианства и буддизма испытал влияние идей А. Бергсона и А. Шопенгауэра. Согласно Лян Шумину, основа вселенной — “жизнь” (шэнмин), представляющая собой “неисчерпаемую волю-желание (июй)”. В творении начал национальной культуры велика роль гения (в Китае это Конфуций, в Индии — Шакьямуни). Направленность воли определяет несходные типы культур: западная культура носит научно-рациональный характер и нацелена на движение вперед, на борьбу и покорение материального мира; китайская культура интуитивна, философична и направлена на “внутреннюю жизнь” человека и его гармонизацию с миром; индийская культура, по своей природе религиозная и обращенная к прошлому, уводит человека из мира. Сравнивая эти три типа культур, Лян Шумин заключил, что мировая культура будущего — это возрожденная китайская культура. Он рекомендовал “отвергать индийский подход, из которого нельзя брать ничего”, “полностью принимать западную культуру, но при этом коренным образом модифицируя ее” и “вновь критически взять изначальный китайский подход” (Поли. собр. соч., т. 1, с. 528).
    Лян Шумин усматривал в религии главный водораздел между христианским путем Запада и “безрелигиозно-квазирелигиозным” путем Китая, основанном на моральных поучениях Конфуция, ритуале, музыке и безрелигиозной морали. Опора на субъективистское учение неоконфуцианской школы синь сюэ Лу Цзююаня — Ван Янмина сочеталась у Лян Шумина с пристальным вниманием к “рассудочности” (лисин) китайской культуры, противостоящей “разумности-интеллектуальности” (личжи) послекантовского менталитета Запада. “Рассудочность” в учении Лян Шумина носит интуитивно-моральный характер и сближается с понятием Мэн-цзы о врожденном знании добра (лян чжи). В конце жизни Лян Шумин попытался заново изложить свое учение о “вселенской изначальности человеческого духа” с опорой на современные достижения психологии, биологии и нейропсихологии.
    Соч.: Лян Шумин цюаньцзи (Полн. собр. соч. Лян Шумина), т. 1—8. Цзинань,1989.
    Лит.; Цверианишвили А. Г. Культурологические воззрения Лян Шумина. — В кн.: Общественно-политическая мысль в Китае (кон. XIX— XX в.). М., 1988; AlittoG.S. The Last Conftician: Liang Shu-ming and the Chinese Dilemma of Modernity. Berk., 1986; Wesolowski Z. Lebens* und Kulturbegriff von Liang Shuming (1893—1988). Dargestellt anhand seines Werkes Dong-Xi wenhuaji qi zhexue. Sankt Augustin—Nettetal, 1997.
    А. В. Ломаное

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. . 2001.


.

Игры ⚽ Поможем сделать НИР

Полезное


Смотреть что такое "ЛЯН ШУМИН" в других словарях:

  • Лян Шумин — 梁漱溟 …   Википедия

  • Лян — Лян: Лян  китайская династия 6 века н. э. Лян (кит. трад. 兩, упр. 两, пиньинь: liǎng, палл.: лян) китайская мера веса, равная приблизительно 37 граммам; серебряные ляны служили валютой. Лян  китайская фамилия (клан) 梁 . Вьетна …   Википедия

  • Лян (фамилия) — Лян китайская фамилия ( клан ) 梁 . Вьетнамское произношение Лыонг ( Lương ). Династия Лян (кит. 梁朝, пиньинь Liáng cháo) (502 557), также известная как Южная Лян (南梁), была третьей из числа Южных династий в Китае, которую сменила династия Чэнь.… …   Википедия

  • НОВОЕ КОНФУЦИАНСТВО —     НОВОЕ КОНФУЦИАНСТВО [синь жуцзя; синонимичные термины современное новое конфуцианство (сяньдай синьжуцзя, дандай синьжуцзя); современное конфуцианство (сяньдай жуцзя, дандай жуцзя); постконфуцианство (хоужуцзя)] философское направление в… …   Философская энциклопедия

  • Неоконфуцианство — (кит. трад. 宋明理學, упр. 宋明理学, пиньинь: Sòng Míng lǐxué)  западное название синкретической китайской философской системы, сформировавшейся в XI XVI веках (со времён династии Сун до династии Мин, что отражено в китайском названии школы). Эта… …   Википедия

  • постконфуцианство — (Post Confucianism) Термин зап. науки, обозначающий направление в кит. культурологич. и филос. мысли, зародившееся в 20 е гг. 20 в. Представляет собой результат т.н. третьего синтеза конф. мысли с внеш. для нее идеологиями. Если результатом… …   Китайская философия. Энциклопедический словарь.

  • ван янмин — Ван Шоужэнь, прозв. Боань. 31.10.1472, уезд Юйяо обл. Шаосин пров. Чжэцзян, 9.1.1529, Наньань пров. Цзянси Философ неоконфуцианец, создатель оригинальной филос. доктрины в русле т.н. учения о сердце (синь сюэ (1)), литератор. Происходил из… …   Китайская философия. Энциклопедический словарь.

  • ВАН ЯНМИН — Ван Шоужэнь, прозвище Боань (1472 1529), крупнейший в эпоху Мин (14 17 вв.) китайский философ неоконфуцианец, создатель оригинальной философской доктрины в русле так называемого учения о сердце (синь сюэ1), выдающийся литератор, военачальник и… …   Энциклопедия Кольера

  • равенство великое — ДА ТУН (1). Великое единение , Великое равенство . Одна из осн. утопич. социально политич. концепций конфуцианства. Гл. компонент бинома Д.т. понятие тун (1) ( единение, объединение, совместимость, тождественность ) в древнекит. памятниках имеет… …   Китайская философия. Энциклопедический словарь.

  • ху ши — Ху Шичжи 1891 1962 Философ, социолог, историограф, литературовед, публицист и обществ, деятель, сторонник вестернизации Китая, оказавший заметное воздействие на эволюцию общественно политич. мысли страны. Окончил Кит. нац. ин т (1906 8), учился в …   Китайская философия. Энциклопедический словарь.


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»