- ОДНОМЕРНЫЙ ЧЕЛОВЕК
- ОДНОМЕРНЫЙ ЧЕЛОВЕК
-
Очерки идеологии высокоразвитого индустриального общества (1964) — самая известная работа представителя франкфуртской школы Г. Маркузе. В книге затрагиваются важнейшие проблемы 20 в.: положение человека в технологическом мире, научно-технический прогресс и его последствия в самых различных областях, массовое сознание общества. Название работы связано с характеристикой современного «высокоразвитого индустриального общества», которое не имеет оппозиции (и, стало быть, двумерности). Оно поражено «параличом критики». Маркузе считает, что ни один из классов современного общества не обладает революционностью. Это вызвано тем, что производительные силы обеспечивают огромный прирост богатства. Поэтому они утратили свою революционизирующую суть. На книге лежит печать пессимизма, и вместе с тем она пронизана острым интересом к политическим и социальным темам.
«О.ч.» содержит в себе систематическую критику амер. политики и амер. цивилизации в целом. Основные положения более ранней работы Маркузе «Эрос и цивилизация» подвергнуты здесь радикальной переоценке. Раньше Маркузе был уверен, что само высокоразвитое индустриальное общество создаст условия для отмены собственных предпосылок. Сокращение рабочего дня и потребность в сублимации должны привести к эскалации эротизма. Др. словами, Маркузе считал науку и технику политически нейтральными силами, которые могли в прошлом служить целям подавления влечений, а в будущем стать орудием их освобождения. Теперь в «О.ч.» Маркузе видит в самой науке политически реакционную силу. Наука разработала подход к природе как к объекту контроля и манипулирования, создав этим предпосылку для экономических и политических манипуляций Нового времени.
По мнению Маркузе, никакая революция — политическая, экономическая и даже сексуальная — не может преуспеть в преодолении современного научного метода. Техника, равно как и наука, заключает в себе «неотделимую от нее репрессивную динамику». Именно развитие техники обеспечивает слияние культуры, политики и экономики в могущественную систему господства над человеком. Научно-техническая революция также непрерывно создает все новые ложные и репрессивные потребности: в автомобилях, телевизорах, холодильниках и т.п. Поэтому освобождение человека не может произойти без радикальных изменений в техническом базисе общества, а это предполагает частичное возвращение к примитивизму.
Пессимистическая оценка перспектив научно-технической революции дополняется сходной оценкой сопровождающего ее развития сексуальной терпимости. Подавление сексуальности все более становится, по словам Маркузе, уделом экономически отсталых стран. Однако сама моральная терпимость в высокоразвитых странах способна стать средством поддержания репрессивного строя. Сексуальная революция — это еще одна революция, которую предали. Наряду с репрессивной сублимацией растет теперь и роль репрессивной десублимации, или, по терминологии Маркузе, репрессивной толерантности. Повсюду, отмечает он, за прилавками универмагов, в офисах и на фабриках можно увидеть массу привлекательных девиц и смазливых молодых людей. Происходит «либидолизация» экономики, которая способна сделать труд более терпимым, не лишая его, однако, репрессивного и обесчеловечивающего характера.
Наряду с «эротизацией» экономики протекает и обратный процесс деэротизации окружающей среды. В природном окружении либидо легче выходит за непосредственные пределы эрогенных зон, стимулируя процессы нерепрессивной сублимации. В «О.ч.» роль главного социального критика переходит уже к невротику. Сам невроз объявляется бескомпромиссным протестом против мира, в котором живет больной.
Философия: Энциклопедический словарь. — М.: Гардарики. Под редакцией А.А. Ивина. 2004.
.