КУЛЬТУРНЫЙ СИНТЕЗ

КУЛЬТУРНЫЙ СИНТЕЗ
КУЛЬТУРНЫЙ СИНТЕЗ
    КУЛЬТУРНЫЙ СИНТЕЗ — соединение и взаимопроникновение культурных сфер или систем ценностей, приводящие к появлению нового социокультурного феномена. Имеется в виду не внешнее сопряжение каких-то областей и элементов культуры, а их, по удачному определению В. Вундта, “созидательный синтез”, возникающий в результате взаимовлияния и взаимопроникновения. Культурный синтез в узком смысле слова является взаимодействием видов искусства, в широком смысле охватывает разные, далекие друг от друга сферы общественно-преобразующей деятельности человека и общества.
    Процесс образования и результаты культурного синтеза характеризуются двумя важными моментами. Во-первых, культура пользуется знаками, несущими определенное содержание, но культурный смысл предметов и явлений порой имеет мало общего с их собственными знаками и значениями. Во-вторых, любую сферу человеческой жизнедеятельности можно рассматривать как подсистему культуры, напр. экономика определяется исторически сформированными культурными нормами и ценностями. В этом смысле понятие культурного синтеза фиксирует органическую общность духа в разных полях культуры, не растворяя и не смешивая их. Культурный синтез — это воссоздание единства духа культуры при сохранении различий его форм. Синтез, или взаимопроникновение, как принцип культуры, требует, во-первых, взаимного проникновения искусств, во-вторых, взаимопроникновения искусства, т. е. культуры и жизни. Различие искусства и жизни должно сохраняться и в то же время постоянно преодолеваться. В эпоху постмодерна развитие экономики и науки ведет к более тесному соединению художественного творчества и жизни. Идея культурного синтеза ориентирует на преодоление сложившегося в Новое время противостояния функциональности социального порядка и неуемной субъективности в искусстве. Это преодоление возможно осуществить лишь фиксируя культурный контекст как способ сосуществования различных сфер жизнедеятельности общества.
    В современном обществе наряду с тенденцией усиления, дифференциации существует движение к интеграции и взаимопроникновению различных областей культуры и коммуникационных средств. Функционалистская концепция культуры воздействует на живую культуру разрушительным образом. Скрытый функциональный смысл культуры чаще всего не постигается, поскольку любой носитель той или иной функции всегда имеет возможность обратиться к иному, неявному смыслу, который с таким же успехом может иметь и другое функциональное значение. Напр., эффективная хозяйственная система не может нормально функционировать без трудовой этики и культуры хозяйства. Экономика культуры, культура экономики и культурноэкономическая политика — эти сферы культуры взаимосвязаны.
    Культура может сохранять жизнеспособность длительное время лишь в том случае, если она зиждется на соотносительности норм, комплексности обязанностей и на взаимосвязи совместных специфических интерпретаций совместного способа жизни. При этом культурное единство должно быть “добровольным единством и легким бременем” (Ф. Шлегель), а не принуждением. Ведь культурное общество — это общество, обладающее творческим началом, в котором культура стала объединяющим смыслом для экономики, науки н искусства, где человеческое Я находит те возможности для самостановления, которые могут стать реальностью лишь через посредство культуры, и в свою очередь порождают саму культуру
    П. Козловски Перевод с немецкого В. Кононов

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. . 2001.


.

Игры ⚽ Поможем решить контрольную работу

Полезное


Смотреть что такое "КУЛЬТУРНЫЙ СИНТЕЗ" в других словарях:

  • национально-культурный менталитет (ментальность) — принятая в западной социальной психологии интегративная характеристика культуры народа, нации, концентрирующая ее духовные устремления, отражающая глубинный и устойчивый тип индивидуального и коллективного сознания и поведения ее представителей.… …   Этнопсихологический словарь

  • НАЦИОНАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫЙ МЕНТАЛИТЕТ (МЕНТАЛЬНОСТЬ) — принятая в западной социальной психологии интегративная характеристика культуры народа, нации, концентрирующая ее духовные устремления, отражающая глубинный и устойчивый тип индивидуального и коллективного сознания и поведения ее представителей.… …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • ТРЁЛЬЧ —         (Troeltsch) Эрнст (1865 1923) нем. протестантский теолог, философ, социолог и историк религии. Учился в 1883 88 в Эрлангене, Берлине, Геттингене, испытав влияние А. Ричля. В 1890 91 Т. был викарием в Мюнхене. В 1891 приват доцент в… …   Энциклопедия культурологии

  • ИСТОРИЯ КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОЙ МЫСЛИ —         возникновение и генезис саморефлексий культуры. Генезис истории мировой культурологич. мысли восходит к тому условному моменту, когда культура начинает рефлектировать свое движение, отмечая в себе содержат. изменения, смысловые сдвиги,… …   Энциклопедия культурологии

  • КАТЕГОРИИ КУЛЬТУРОЛОГИИ —         наиболее фундаментальные, субстанциальные и субстратные понятия о культурных закономерностях, явлениях, процессах и связях, выделяемые исследователями сущностные свойства культуры, на основании к рых осуществляется систематизация… …   Энциклопедия культурологии

  • ТРУБЕЦКОЙ —         Евгений Николаевич (1863 1920) религиозный философ, сформулировал свое видение проблемы философии культуры путем критич. переосмысления творч. наследия Вл. Соловьева, а также под впечатлением того, что он назвал провалом совр. культуры,… …   Энциклопедия культурологии

  • ЕВРАЗИЙСТВО — первоначально идейно мировоззренческое, затем также общественно политическое движение, в основании к рого лежала концепция Евразии как самостоятельного «географического и исторического мира» (Савицкий. 1927), расположенного между Европой и Азией… …   Православная энциклопедия

  • ЭРН —         Владимир Францевич (1882 1917) религ. мыслитель, историк философии, публицист. Уже в гимназии увлекался идеями Платона и платонизмом; в процессе изучения философии на историко филол. ф те Моск. ун та (1900 04), особенно под влиянием… …   Энциклопедия культурологии

  • ОБЩЕЕ ДЕЛО — название, закрепившееся за философским учением Н. Ф. Федорова (1829 1903). В качестве синонимов используются термины супраморализм и патрофикация (все определения условны, т. к. сам Н. Ф. Федоров предпочитал устное изложение своих идей, а их… …   Современный философский словарь

  • ТРЕЛЬЧ — (Trocltch) Эрнст (1865 1923) немецкий философ и теолог, автор трудов по социологии религии и философии истории. С 1894 профессор в Гейдельберге, с 1915 в Берлине. Основные работы: «Социальное учение христианских церквей и групп» (1912), «Историзм …   Новейший философский словарь


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»