- ИППОЛИТ Римский
- ИППОЛИТ Римский
-
ИППОЛИТ ("Ιππόλυτος, Hippolytus) Римский (ум. ок. 235 в Сардинии) — христианский богослов, церковный деятель, римский пресвитер, вставший в оппозицию к папе Каллисту (217—222) и его преемникам Урбану и Понтиану. Согласно ряду свидетельств, порвал с Римской церковью и был провозглашен своими последователями епископом Рима, став первьм в истории антипапой. По преданию, был отправлен на рудники во время гонения императора Максимина и перед своей мученической смертью воссоединился с Церковью. Причислен к лику святых.Ипполит — один из самых выдающихся христианских писателей своего времени, автор многочисленных литургико-канонических, догматических, полемических, экзегетических и исторических трудов, последний по времени римский христианский автор, писавший по-гречески. Наиболее значительное в историко-философском отношении произведение Ипполита — “Обличение всех ересей” (Κατά πάντων αίρεσων έλεγχος), известное также под названием “Философумена”. Цель этого трактата — доказать, что источником ересей (прежде всего гностических учений) является языческая философия и мифология. Трактат содержит богатейший доксографический материал и является важнейшим источником по истории гностицизма. Ипполит разрабатывал учение о Троице, сложившееся в полемике с модализмом (учением, согласно которому Отец, Сын и Дух Святой являются модусами единой божественной субстанции) и отмеченное субординационпстскими чертами. В христологии Ипполит настаивает на реальности человеческой природы Христа. Его трактат “О Христе и Антихристе” — наиболее известное сочинение на эту тему во всей патриотической литературе — оказал огромное влияние на представления об Антихристе в позднейшей христианской, в т. ч. русской традиции; в частности, он до сих пор чрезвычайно популярен среди русских старообрядцевбеспоповцев. В своих многочисленных комментариях на библейские книги, из которых наиболее известен комментарий на Книгу Даниила, Ипполит следовал аллегорическому методу Александрийской школы. Ему принадлежит также “Апостольское предание” — свод правил, касающихся церковной литургической жизни Римской церкви в 3 в., и “Хроника”, направленная против хилиазма.Соч.: W-rke, Bd. 1—3, Lpz., 1897—1929; Commentaire sur Daniel, éd. G. Bardy, P., 1947 (Sources Chrétiennes, т. 14); La Tradition apostolique..., éd. B. Botte, 2 éd., P., 1984 (Sources Chrétiennes, 1.11 bis); Homélies pascales 1: Une homélie inspirée du traité sur la Paque d'Hyppolite, P., 1950 (Sources Chrétiennes, t. 27); в рус. пер.: Творения св. Ипполита, епископа Римского... Казань, 1898, вып. 1. Толкования на Книгу пророка Даниила, вып. 2. О Христе и Антихристе, О кончине мира, об Антихристе и втором пришествии Христовом (подложное). Против Ноэта, Слово на день Богоявления (репринт: Свято-Троицкая Сергеева Лавра, 1997); О Христе и Антихристе. Апостольское предание. — в кн.: Отцы и Учители Церкви 111 века. Антология. М., 1996, т. 2, с. 208-260.Лит.: Писарев Л. Святой Ипполит, епископ Римский. Очерки его жизни и литературной деятельности. Казань, 1898; d'AlesA. La théologie de Saint Hippolyte, 2 éd.. P., 1929; Richard M. Hippolyte de Rome (Saint). - “Dictionnaire de spiritualité” (P.), 1969, v. 7 (l), p. 531—571.Я. В. Шабуров
Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. Под редакцией В. С. Стёпина. 2001.
.