- ИОАНН ЛЕСТВИЧНИК
- ИОАНН ЛЕСТВИЧНИК
-
ИОАНН ЛЕСТВИЧНИК (Ιωάννης ο της Κλίμακας) (ок. 579 — ок. 649, Синай), византийский монах и автор аскетико-дидактического трактата “Лествица райская” (отсюда и его имя “Лествичник”). Около 600 поступил в монастырь св. Екатерины на горе Синай, откуда впоследствии удалился в близлежащую келью, и 40 лет прожил отшельником. Был избран игуменом монастыря около 639 и управлял им несколько лет, перед смертью вновь удалившись в уединение.“Лествипа” написана во время его игуменства по просьбе Иоанна, игумена Раифского монастыря. Сочинение представляет собой систематическое описание ступеней духовного самосовершенствования подвижника. Многочисленные практические советы подкрепляются здесь психологическим анализом и повествовательным материалом. Первое требование к подвижнику — отречение от “мира”. Цель состоит не в самом отречении, а в соединении с Богом, которое достигается через обретение бесстрастия. В развитии страсти Иоанн различает следующие моменты: 1) “прилог” или “приражение” мысли, в котором еще нет греха, поскольку здесь не участвует воля, 2) “сочетание” — внимание к явившимуся образу, начало греха, 3) “согласие души” с помыслом, увлечение воли, 4) “пленение” помыслом, укоренение его в душе, 5) образование порочного навыка, страсти. Страсть коренится в попустительстве воли” соблазн приходит через мысль. Отсюда перед подвижником стоит двоякая задача: укрепление воли и очищение мысли. В послушании наставнику подвижник отрекается от своей воли, которая таким образом освобождается от случайностей личного мнения. В покаянии он освобождается от себялюбия, гордости и обретает смирение, в котором стяжается безгневие, кротость и тишина, и останавливается движение и возбуждение страстей. Предел подвига состоит в священном безмолвии, которое черпает силу в непрестанной молитве. В молитве происходит предстояние Богу и соединение с ним. Движущей силой аскетического подвига является любовь: любовь и бесстрастие, согласно Иоанну, суть два имени совершенства. В качестве заключения к “Лествице” Иоанн написал “Слово к пастырю”, где он говорит об обязанностях игумена, который должен быть образцом для своей паствы. При написании “Лествицы” Иоанн опирался, на личный опыт и на труды ранних аскетов — Нила Синайского, Евагрия Пттчйского, каппадокийцев, Кассиана и Григория Великого. Комментарии к “Лествице” писали Иоанн Раифский, Илья Критский и патриарх Фотий. Она была переведена на многие языки, пользовалась неизменной популярностью и оказала значительное влияние как на восточный аскетизм, послужив одним из источников движения исихазма, так и на западный (переводы на латинский язык и комментарий Дионисия Картузианца).Соч.: Scala paradisi, MPG, t. 88. P., 1864, col. 583-1248; в рус. пер.: Лествица. СПб.. 1996.Лит.: Иеромонах Герман. Преподобный Иоанн Лествичник. СПб., 1854; Bontschev A. Die Ästhetik und Mystik des Johannes Climacus. Mart”., 1948 (Diss.); Martin J. R. The Illustration of Heavenly Ladder of Johannes Climacus. Prineenton, 1954.А. В. Иванченко
Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. Под редакцией В. С. Стёпина. 2001.
.