- ИДЖИ
- ИДЖИ
-
ИДЖИ 'Адуд ад-Дйн 'Абд ар-Рахман Ибн Ахмад, ал- (ок. 1281, Идж, Иран — 1355, там же) — мусульманский философ, крупнейший систематизатор перипатетизирующего калама. С молодых лет находился при дворе правителей в различных областях Ирана, занимал пост верховного судьи-кади. В 1355 по неясным причинам был заточен в тюрьму, в цитадели близ Иджа, где и умер.Творчество ал-Иджй многосторонне. Его сочинения (многие из которых посвящены его покровителям — ильханскому визирю Гийас ад-Дйну и правителю Шираза Абу Исхаку) охватывают спекулятивную теологию (калам), юриспруденцию (согласно шафиитскому толку), кораническую экзегетику, риторику и диалектику, этику, историографию. Об их популярности свидетельствуют многочисленные комментарии к ним, а также тот факт, что некоторые из них и в наши дни изучаются в крупнейших религиозных университетах ал-Азхар (Каир) и аз-Зайтуна (Тунис).Важнейший труд ал-Иджй — “Мавакиф” (“Стоянки”) представляет собой энциклопедию ашаригского калама на этапе его синтеза с арабоязычным перипатетизмом. Вместе с глоссами ал-Джурджаяй (ум. 1413) и других комментаторов это самое объемистое (в 4 т., по 500 страниц большого формата каждый) и самое систематическое сочинение по спекулятивной теологии в суннитском исламе (в определенной степени его можно сравнить с “Суммой теологии” Фомы Аквинского). “Мавакиф” состоит из шести книг, первые четыре посвящены концептуальной, философской базе теологического дискурса: логикоэпистемологическое введение; “всеобщие принципы” (бытие и ничто, сущность и существование, единое и многое, необходимое и возможное, причина и следствие); акциденции; субстанция. Последние две книги освещают собственно теологическую проблематику, подразделенную на “рационалистическую”, т. е. зависящую от разума (сущность Бога и его атрибуты), и “ревелятивную”, основанную на откровении (пророчества, эсхатология и т. п.). По этой схеме ученик алИджй ат-Тафтазани построил свое сочинение “Макасид”.Лит.: EssJ. van. Die Erkenntnislehre des 'Adudaddin al-Ici. Wiesbaden, 1966; Gardet L., Anawati M.-M. Introduction à la théologie musulmane. P.,1981.Т.Ибрагим
Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. Под редакцией В. С. Стёпина. 2001.
.