- ИБН БАДЖЖА
- ИБН БАДЖЖА
-
ИБН БАДЖЖА Абу Бакр Мухаммад Ибн Йахйа [латипизиров.Авемпаце(Ауетрасе)илиАвенпаце(Атепрасе)] (кон. 11 в., Сарагоса — 1139, Фее, Магриб) — арабский философ, основоположник перипатетической традиции на Западе мусульманского мира, врач, филолог, поэт и музыкант Получил образование в Сарагосе и стал визирем (10-е гг. 12 в.). После 1118 жил в Сицилии и Гренаде, а затем в Фесе, где снова занял пост визиря. Умер, отравленный, по преданию, завистниками.Из более чем ста его сочинений сохранилось около половины, большинство из которых представляют собой комментарии к естественнонаучным и логическим работам Аристотеля. К основным оригинальным его произведениям по философии относятся “Прощальное послание”, “Трактат о соединении разума с человеком”, “Жизнеустроение уединенника” и “Книга о душе”. Ибн Баджжа развивал общие для арабаязычного перипатетизма идеи, но в собственных изысканиях больше всего тяготел к философской антропологии. Полагал, что сущность человека, проходящего в своем индивидуальном развитии этапы растительного (в чреве матери), животного и собственно человеческого состояний, заключается в его разумности, а цель его — в соединении (благодаря восхождению по ступеням “духовных форм”) с деятельным разумом. Подобно своим восточно-перипатетическим предшественникам, Ибн Баджха конструирует политический идеал в виде “совершенного города”, но считает, что философ может обрести счастье и в несовершенном обществе, живя в нем жизнью “уединенника”.Соч. Раса'ил Ибн Баджжа ал-'илахиййа, под ред. М. Фахрй. Бейрут, ι8 Раса'ил фалсафиййа, под ред. А. Бадави. Бенгази, 1973; в рус. ι. Книга о душе.— В кн.: Избр. произведения мыслителей стран 1968; пер.: Ближнего и Среднего Востока. М., 1961. 1055* или 1070, Валенсия) — еврейский поэт и философ. Его философский трактат “Источник жизни” был написан на арабском языке; оригинал не сохранился (лат. пер. “Föns vitae”, ed. С. Bäumker, fasc 1—3,1892—95). Ибн Гебироль тяготел к неоплатоническому пантеизму, но в отличие от неоплатоников придавал гораздо большее значение материи, которую рассматривал как субстанцию не только телесного, но и духовного. Заимствованное из античной философской традиции противоположение материи и формы доводится им вплоть до уровня Бога, причем если форма интерпретируется как творение воли Бога (Ибн Гебиролю принадлежит учение о природе воли), то материя оказывается непосредственным истечением сущности Бога и потому божественнее, чем форма. Это сближение Бога и материи у Ибн Гебироля впоследствии было воспринято Дж. Бруно. Трактат Ибн Гебироля не получил резонанса в еврейском и исламском мире и продолжал жить лишь в христианской схоластической традиции как сочинение загадочного араба или христианина Авицеброна; лишь в 19 в. было доказано тождество этого философа с еврейским поэтом Ибн Гебиролем, чьи тексты продолжают употребляться в синагогальном богослужении.Лит.: DreyerK. Die religiöse Gedankenwelt des Salomon ibn Gabirol. Ein Beitrag zur Religionsgeschichte des jüdischen Mittelalters. Lpz., 1930; Théry G. L' augustinisme médiéval et le problème de la forme substantielle.— “Acta hebdomadae augustinianae-thomisticae”, Torino— Roma, 1931, p. 140-200.С. С. Аверинцев
Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. Под редакцией В. С. Стёпина. 2001.
.