ЗЕДЛЬМАЙР

ЗЕДЛЬМАЙР
ЗЕДЛЬМАЙР
    ЗЕДЛЬМАЙР (Sedlmayr) Ганс (18 января 1896, Хорнштейн — 1984) — австрийский теоретик и историк искусства. Профессор в университетах Вены (1934—45), Мюнхена (с 1951), Зальцбурга (с 1964). В основе разработанного им структурного анализа произведений искусства — стремление понять их как индивидуальное, образное целое, исходя из его “центра”, или “средоточия” (Mitte). Выявление этой сердцевины произведения, которое имеет наглядный, образный характер, само есть творческий акт репродукции (воссоздания), в котором Зедльмайр вычленяет ряд ступеней: 1) узнавание, первое впечатление, 2) формальное видение пространственного и цветового порядка произведения, 3) поэтическое постижение смысла произведения, 4) осознание тропологической ценности произведения, изменяющего душу зрителя, 5) постижение единства чувственной и духовной стороны произведения. В книге “Утрата середины: изобразительное искусство 19 и 20 столетий как символ эпохи” (Verlust der Mitte: die bildende Kunst des 19 und 20 Jahrhunderts als Symbol der Zeit. Salzburg, 1948) Зедльмайр анализирует кризисные процессы в искусстве Нового времени, которые он рассматривает как “симптомы” духовной болезни человечества, связанные с утратой подлинной религиозной веры: место христианского Бога занимает поклонение природе (Просвещение), красоте (романтизм), техническому гению человека и, наконец, просто машине, сам человек превращается в человекомашину или в демоническое существо, искусство, утрачивая свой “центр”, объединяющее его средоточие, каковым в искусстве прошлых времен были религиозный культ и сакральная архитектура, становится “эксцентрическим”, в нем начинает преобладать неорганическое начало и распад органически-жизненной сферы. Осознание кризиса современного человечества требует от каждого человека усилий для того, чтобы найти путь к самоисцелению. “Что же касается искусства, то на первых порах, а то и еще долгое время нечего будет поставить в опустевший центр. В таком случае должно по крайней мере оставаться сознание, что в утраченной середине стоит незанятый трон, предназначенный для совершенного человека, для Богочеловека” (там же, с. 251).
    Соч.: Die Entstehung der Kathedrale. Z., 1950; Die Revolution der modernen Kunst. Hamb., 1955; Kunstwerk und Kunstgeschichte. Münch., 1956; Kunst und Wahrheit: Zur Theorie und Methode der Kunstgeschichte. Hamb., 1959; Epochen und Werke, Bd. 1-3. Wien— Münch., 1959—63; Gefahr und Hoffnung des technischen Zeitalters. Salzburg, 1970; Die bildende Kunst des 19 und 20 Jahrhunderts als Symptom und Symbol der Zeit. Salzburg, 1976. Лит.: Бибихин В. В. Новый Ренессанс. М., 1998, с. 59—127.
    АО.

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. . 2001.


.

Игры ⚽ Поможем сделать НИР

Полезное


Смотреть что такое "ЗЕДЛЬМАЙР" в других словарях:

  • Зедльмайр — Зедльмайр, Ганс Ганс Зедльмайр (Hans Sedlmayr, 18 января 1896, Хорнштайн 9 июля 1984, Зальцбург) австрийский историк искусства. Биография Родился 18 января 1896 года в австрийском городке Хорнштайн в семье агронома. С началом Первой мировой войны …   Википедия

  • ЗЕДЛЬМАЙР —         (Sedlmayr) Ганс (1896 1984) австр. историк, искусствовед и философ культуры, основоположник “структурного анализа” в искусствознании. Проф. истории искусств в Вене (1936 45), Мюнхене (1951 64), Зальцбурге (с 1964).         В своей… …   Энциклопедия культурологии

  • ЗЕДЛЬМАЙР — [нем. Sedlmeyr] Ханс (18.01.1896, Хорнштайн, близ Айзенштадта 9.07.1984, Зальцбург), австр. религ. философ, историк искусства, представитель т. н. венской школы искусствознания. По окончании первой мировой войны (воевал на Восточном фронте)… …   Православная энциклопедия

  • ЗЕДЛЬМАЙР (Sedlmayr) Ханс — (1896 1984) австрийский искусствовед. Исследования по происхождению, символике и внутреннему содержанию готической архитектуры; теоретическое обоснование принципов структурного анализа произведений искусства как процесса воссоздания его… …   Большой Энциклопедический словарь

  • Зедльмайр, Ганс — Ганс Зедльмайр Hans Sedlmayr Дата рождения: 18 января 1896(1896 01 18) Место рождения: Хорнштайн Дата смерти …   Википедия

  • Зедльмайр Ханс — (Sedlmayr) (1896 1984), австрийский искусствовед. Исследования по происхождению, символике и внутреннему содержанию готической архитектуры; теоретическое обоснование принципов структурного анализа произведений искусства как процесса воссоздания… …   Энциклопедический словарь

  • Зедльмайр Х. — ЗÉДЛЬМАЙР (Sedlmayr) Ханс (1896–1984), австр. искусствовед. Иссл. происхождения, символики и внутр. содержания готич. архитектуры; теоретич. обоснование принципов структурного анализа произв. иск ва как процесса воссоздания его глубинного… …   Биографический словарь

  • ЗЕДЛЬМАЙР (SEDIMAYR) Ганс — (р. 1896) австр. искусствовед и философ культуры, продолжает традиции Венской школы теоретического искусствознания. отдельные представители к рой (А. Ригль, М. Дворжак) обращались к изучению истории иск ва как истории духа. В стремлении создать… …   Эстетика: Словарь

  • АЛПАТОВ —         Михаил Владимирович (1902 1986) историк и теоретик искусства. А. внес самобытный вклад в теорию т.н. “структурного анализа”, а также в осмысление эстетич. и общекультурного своеобразия худож. наследия России.         Учился на филол. ф те …   Энциклопедия культурологии

  • Ад — Неоднозначность: См. также Геенна, Долина Еннома У этого термина существуют и другие значения, см. Ад (значения). Ад  в понимании многих религиозных деноминаций (традиционные христианские конфессии, зороастризм, ислам), мифологий и… …   Википедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»