ЕВАГРИЙ ПОНТИЙСКИЙ

ЕВАГРИЙ ПОНТИЙСКИЙ
ЕВАГРИЙ ПОНТИЙСКИЙ
    ЕВАГРИЙ ПОНТИЙСКИЙ (Ευαγριος ο Ποντικός) (345 Ивора Понт — 399, Келлии, Египет) — греческий христианский богослов, мистик, один из крупнейших учителей аскезы. Был близок Василию Великому, который рукоположил его в чтеца в Каппадокии, и Григорию Богослову (рукоположен им в архидиаконы в Константинополе). В 382 переселился в Иерусалим, с 383 вел жизнь монаха в Египте — сначала в Нитрии, затем в Келлиях, где общался с Макарием Египетским и Макарием Александрийским. Непосредственным учеником Евагрия был Палладий Еленопольский, автор известного сборника монашеских жизнеописаний “Лавсаик”. В своих многочисленных трудах, дошедших до нас частью в греческом оригинале, частью в сирийском и армянском переводах (важнейшие сочинения — “Послание о вере”, “Слово о духовном делании, или Практик”, “Гностик”, “Гностические главы”, “Зеркало иноков и инокинь”, “Слово о молитве”, “Опровергатель” и др.), Евагрий осуществил оригинальный синтез мистического опыта аскетов-пустынников и философского умозрения.
    Находясь под определяющим влиянием Оригена, Евагрий развил своеобразную систему христианского гносиса. Согласно этой системе, все существа были первоначально чистыми умами (λογικοί, νόες), находившимися в единстве с Богом и между собой. Затем они отпали от Бога, став душами, отличающимися друг от друга по степени удаленности от Бога. Бог совершает второй акт творения, дав каждой душе тело, поместив души в соответствии с состоянием каждой из них в один из трех миров — ангельский, человеческий и бесовский и дав им возможность совершенствоваться. При этом Христос понимается как единственный Ум, сохранивший единство с Богом. Цель каждой твари — пройти путь духовной эволюции и воссоединиться в первоначальном единстве со Христом, став равной с ним (апокатастасис).
    Систематизируя духовный опыт монашества, Евагрий разделил духовную жизнь на два этапа — практическую (πρακτική) и гностическую (γνοστική). “Практическая” жизнь включает очищение души от страстей и помыслов, которых Евагрий насчитывает 8: чревоугодие (γαστριμαργία), блуд (πορνεία), сребролюбие (φιλαργυρία), печаль (λύπη), гнев Γργή), уныние (ακηδία), тщеславие (κενοδοξία), гордость (ύπερηφανία), — и достижение в результате бесстрастного состояния (απάθεια). “Гностическая” жизнь предусматривает переход от созерцания духовных сущностей к Богопознанию, конечной целью которого является озарение ума безобразным светом Троицы и обожение.
    Учение Евагрия было осуждено как еретическое одновременно с учением Оригена 5-м Вселенским собором в 553. Несмотря на это, труды Евагрия (частично распространявшиеся под другими именами) имели огромное влияние на последующую мистико-аскетическую традицию (греческие отцы аскезы Максим Исповедник, Иоанн Лествичник, Симеон Новый Богослов, Фалассий, один из главных теорети
    ков монашеской жизни на латинском Западе Иоанн Кассиан, сирийский оригенист Стефан бар Судаили, сирийские “несторианские” богословы Бабай, Исаак Ниневийский, Иосиф Хаззайа, крупнейший сирийский “монофизитский” богослов бар Эбрей и др.).
    Соч.: Traité pratique o.u le Moine, ed. A. Guillaumont, C. Guillaumont, t. 1-2. P., 1971 (Sources Chrétiennes, t. 170-171); Frankenberg W. Evagrius Pontias. В., 1912 (тексты Евагрия на сирийском языке); Les six centuries des “Kephalaia gnostica”, éd. A. Guillaumont-Turnhout, 1985 (Patrologia orientalis, t. XXVIII, fasc. 1); Le Onostique ou à celui qui est devenu digne de la science, éd. A. Guillaumont, C. Guillaumont. P., 1989 (Sources Chrétiennes, t. 356); Scholies aux Proverbes, éd. par P. Gehin. P., 1987 (Sources Chrétiennes, t. 340); Scholies à L'Ecclesiaste, éd. Gehin. P., 1987 (Sources Chrétiennes, t. 397); в рус. пер.: Творения аввы Евагрия: Аскетические и богословские трактаты, пер., вступ. ст. и комм. А. И. Сидорова. М., 1994.
    Лит.: Сидоров А. И. Евагрий Понтийский: жизнь, литературная деятельность и место в истории христианского богословия. — В кн.: Творения аввы Евагрия... с. 5—75; Guillaumont A. Les “Kephalaia gnostica” d'Evagre le Pontique et l'histoire de l'origénisme chez les Grecs et chez les Syriens. P., 1962; Bunge G. AKEDIA: Die geistliche Lehre des Evagrius Pontikos von Überdruss. Köln, 1989; Guillaumont A., Guillamont C. Evagre le Pontique. — “Dictionnaire de Spiritualité” (P.), 1961, t. 4(2), p. 1731-1743.
    H. В. Шабуров

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. . 2001.


.

Игры ⚽ Поможем решить контрольную работу

Полезное


Смотреть что такое "ЕВАГРИЙ ПОНТИЙСКИЙ" в других словарях:

  • ЕВАГРИЙ ПОНТИЙСКИЙ — (346 399) христианский церковный писатель. Диакон и проповедник в Константинополе, затем (с 383) монах в Нитрийской пустыне. Сочинения Евагрия первый опыт осмысления монашеского духовного делания оказали глубокое влияние на всю последующую… …   Большой Энциклопедический словарь

  • ЕВАГРИЙ ПОНТИЙСКИЙ — [греч. Εὐάϒριος ὁ Ποντικός] (ок. 345, г. Ивора Понтийская (совр. Сев. Турция) ок. 399, пустыня Келлии (Египет)), монах, аскетический писатель, богослов. Жизнь Источники Помимо скудных автобиографических данных, содержащихся в сочинениях Е. П.,… …   Православная энциклопедия

  • Евагрий Понтийский — (346 399), христианский церковный писатель. Дьякон и проповедник в Константинополе, затем (с 383) монах в Нитрийской пустыне. Сочинения Евагрия Понтийского  первый опыт осмысления монашеского духовного «делания»  оказали глубокое влияние на… …   Энциклопедический словарь

  • Евагрий Понтийский — Эвагрий Понтийский, или Евагрий (греч. Εὐάγριος, ὁ Ποντικός; 346 399) христианский богослов, византийский философ, монах. Жизнеописание Родился ок. 345 г. в небольшом понтийском городке Ивора, расположенном на севере современной Турции. Отец… …   Википедия

  • ЕВАГРИЙ ПОНТИЙСКИЙ — (ок.345–399), греч. подвижник, духовный писатель и экзегет. Род. в провинции Понт (Черноморское побережье М. Азии). В молодые годы увлекался философией; был близок к свт. *Василию Великому, к–рый поставил его чтецом. Он пользовался также… …   Библиологический словарь

  • Евагрий Понтийский — ЕВÁГРИЙ ПОНТИ́ЙСКИЙ (346–399), христ. церк. писатель. Дьякон и проповедник в Константинополе, затем (с 383) монах в Нитрийской пустыне. Соч. Е. – первый опыт осмысления монашеского духовного делания – оказали глубокое влияние на… …   Биографический словарь

  • Евагрий — – это имя носили четыре церковных писателя: 1) Евагрий Понтийский, сын пресвитера в Иборе, родившийся около пол. IV в. Будучи посвящен Григорием Богословом в диаконы, он не последовал за ним из Константинополя, когда последний оттуда уехал.… …   Полный православный богословский энциклопедический словарь

  • Евагрий — Эвагрий (Евагрий) греческое имя (греч. Euagrios). Его носили: Эвагрий Понтийский византийский богослов IV века. Эвагрий Схоласт византийский историк VI века. Евагрий епископ константинопольский …   Википедия

  • Евагрий — 1) Е. схоластик (537 594), антиохийский юрист, автор Церковной истории обнимающей время с 431 по 594 г. и отличающейся беспристрастием в отзывах о еретиках. Лучшее издание ее Миня, Patrol. ser. gr. t. LXXXVI; русский перев. в Христианском Чтении… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Эвагрий Понтийский — У этого термина существуют и другие значения, см. Эвагрий. Эвагрий Понтийский, или Евагрий (греч. Εὐάγριος, ὁ Ποντικός; 346 399)  христианский богослов, византийский философ, монах. Жизнеописание Родился ок. 345 г. в небольшом… …   Википедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»