ДЭ

ДЭ
ДЭ
    ДЭ (кит. — добродетель, благодать, атакже качество, дарование, достоинство, достояние, доблесть, моральная сила, закономерность) — одна из фундаментальных категорий китайской философии, манифестация дао. Иногда отождествлялась с кармой, mana и virtus. Использовалась для передачи буддистского понятия лгуна”. В самом общем смысле обозначает основное качество, обусловливающее наилучший способ существования каждого отдельного существа или вещи, т. е. индивидуальную “благодать”, поэтому часто определяется посредством омонима—дэ-“достижение”. Поскольку специфику человека китайские мыслители конфуцианского толка обычно усматривали в способности придерживаться “долга/справедливости” (и) и “благопристойности/этикета” (ли), его дэ в основном понималось как “добродетель”, хотя могло означать, подобно прете, чисто телесные достоинства. Будучи индивидуальным качеством, дэ относительно (в отличие от всеобщего и потому абсолютного дао), поэтому “благодать” для одних может негативно оцениваться другими. Дэ — собирательный образ всего множества разнонаправленных сил, способных приходить в столкновение друг с другом, поэтому гармонизирующая их универсальная “благодать” часто выделяется посредством специальных эпитетов: “предельная”, “великая”, “таинственная”, “сиятельная” и т. п. То, что для конкретного индивида является его “частной”, или “отдельной благодатью” (сы, ли дэ), напр., незаконное обогащение с точки зрения “общей благодати” (тундэ) оценивается как “нечестивая”, “темная”, “развратная” или “плохая благодать” (сюн, хунь, цзянь, эдэ). Как “внутреннее”, органичное и естественное качество дэ составляет основную оппозицию с “внешней” физической силой, насилием, наказаниями и законом. Сочетание “у дэ” — “пять благодатей” со времен Цзоу Яня (3 в. до н. э.) синонимично у cm — “пяти элементам”.
    В “Лунь юе” “благодать” изреченна, более того—родит дар слова, состоит в “верности”, “благонадежности” и “долге/справедливости”, противостоит прельщающей внешности (цветовому образу—сэ) и почвенной закоренелости (ту). “Благодатью” следует отвечать на “благодать”, а не на вражду, что соответствует мысли “ΙΙίιι цзчна”: “Нет безответной благодати”. В отношениях же между дэ благодать “благородного мужа” (цзюнь цзы) доминирует над благодатью “ничтожного человека” (сяо жэнь), как ветер над травой. Идеальна гармония между дэ правителя и подданных, выражаемая главным тезисом “Да сюэ” об общественном благоустройстве как “выявлении сиятельной благодати в Поднебесной”, которое предполагает предварительное духовное и телесное самосовершенствование личности.
    В *Чжуан-цзы” предельное всемогущество дао проявляется в естественном детерминизме “благодати”: “Знать, что тут ничего не поделаешь, и спокойно принимать это как предопределение есть предел благодати”. Дэ “проникает в небо и землю”, подразделяется на восемь разновидностей: левое и правое, нравственную норму и долг/справедливость, долю и различение, соперничество и борьбу. Три благодати конкретной личности —высокорослость, дородство, красота, а “предельная благодать сердца” — бесстрастие.
    Восходящие к “Лунь юю” и “Чжуан-цзы” соответственно конфуцианская и даосская трактовки дэ развивались в русле эволюции концепций дао.
    Ляг.: От магической силы к моральному императиву: категория <яэ” в китайской культуре. М., 1998.
    А. И. Кобзев

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. . 2001.


.

Игры ⚽ Поможем написать курсовую
Синонимы:

Полезное



Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»