- ДЕ РОБЕРТИ
- ДЕ РОБЕРТИ
-
ДЕ РОБЕРТИ Евгений Валентинович [13 (25) декабря 1843, с. Казацкое Подольской губ.—24 апреля (8 мая) 1915, Д.Валентиновка Тверской губ.]—русско-французский социолог и философ. Предки Де Роберти — испанец Де Кастро де ла Серда и француз Де Роберти — поселились в России в 18 в.; образование получил в Московской гимназии, Александровском лицее, Гейдельбергском, Гиссенском и Йенском университетах; в Йене защитил докторскую диссертацию (1864); с 1887 подолгу жил за границей; в 1894—1907 профессор Нового Брюссельского университета; в 1908—15 профессор социологии в Психоневрологическом институте в Петербурге. С 1914 совместно с Μ. Μ. Ковалевским издавал сб. “Новые идеи в социологии”. По своим общественно-политическим взглядам— представитель либерализма, участник земского движения, конституционалист; в нач. 20 в. примкнул к партии кадетов.Опираясь на позитивную философию О. Конта, представлявшуюся ему, однако, недостаточно последовательной, разработал концепцию, получившую название “гиперпозитивизм”, или робертизм. Гносеология выступает в ней частью социологии как основной науки о разуме. Этика, основывающаяся на “социологической теории познания”, должна стать прикладной социологией действия. Свою “научную” 4)илософию отличал от науки и по объекту, и по методу; отказался от феноменализма и агностицизма Конта, сведя все трансцендентное к опыту, а непознаваемое к еще непознанному. Выдвинул идею четырех основных факторов социальной “надорганической” эволюции (наука, философия, искусство, практическое поведение, или труд). В нач. 20 в. Де Роберти солидаризировался с энергетическим объяснением общественного прогресса В. Оствальда. Позитивистская философская и особенно социологическая концепция Де Роберти вызвала отрицательный отклик среди философов народнического толка (П. Л. Лавров, Н. К. Михайловский, В. В. Лесевич), но одобрительный в либеральных кругах (Ковалевский). Она оказала также влияние на французскую социологию 20 в. Соч.: Политико-экономические этюды. СПб., 1869; Наука и метафизика. Опыт новой постановки некоторых вопросов в области философии.—“Знание”, 1875, № 5; Социология. Основная задача ее и методологические особенности, место в ряду наук, разделение и связь с биологиею и психологиею. СПб., 1880; Прошедшее философии. Опыт социологического исследования общих законов развития философской мысли, т. 1—2. M., 1886; Новая постановка основных вопросов социологии. М., 1909; Понятия разума и законы вселенной. СПб., 1914; Auguste Comte et Herbert Spencer. Coniributiona l'histoire des idées philosophiques aux 19'siècle. P., 1894; Sociologie de l'action. La genèse sociaie de la raison et les origines rationnelles de l'action. P.. 1908.Лит.: Ковалевский M. Предисловие к кн.: Де Роберти Е. В. Понятия разума и законы вселенной. СПб., 1914; История философии в СССР, т, 3. M., 1968, с. 394-398, 400-402; Там же, т. 4. M1971, с. 121; linier R. Roberty. Le positivisme russe et la fondation de la sociologie. P., 1934; Millcki A. Rosyjska (ilozofia i mysl spoteczna od swiecenia do marksizmu. Warsz., 1973; s. 528—534.В. Ф. Пустарнаков
Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. Под редакцией В. С. Стёпина. 2001.
.