- “ДА СЮЭ”
- “ДА СЮЭ”
-
“ДА СЮЭ” (“Великое учение”)—памятник древнекитайской мысли, самый краткий (1755 иероглифов) из числа главных конфуцианских канонов. Название допускает троякое истолкование: 1) “Великое учение”—учение о высокодостойной, совершенной личности; 2) “Высочайшая наука” — учение для высокопоставленных лиц, наука социально-политического управления; 3) “Высшее образование” — мировоззренческие наставления для взрослых людей. Создан в 5—3 вв. до н. э. Первоначально являлся главой 42/39 трактата “Ли щи”. Самостоятельность “Да сюэ” впервые была обоснована Сыма Гуаном (12 в.). Сунские неоконфуцианцы Чэн Хао, Чэп И и гл. о. Чжу Си, интерпретировав “Да сюэ” и подвергнув текстологической обработке, утвердили его в качестве самостоятельного трактата (первого в каноническом конфуцианском своде — “Четверокнижии”). Текст был перекомпонован и ценностно структурирован: выделены каноническая (цзин) и комментирующая (чжуань) части. Автором идей канонической части был объявлен сам Конфуций, а лицом, записавшим их, — его ученик Цзэн-цзы; идеи комментирующей части были приписаны Цзэн-цзы, а их запись — его ученикам. Ван Янмин отверг официально признанную чжусианскую версию, провозгласив аутентичность древнего оригинала памятника, что положило начало конкуренции двух основных вариантов текста и трактовок “Да сюэ” как в неоконфуцианстве, так и в современной науке. Кроме указанных, авторами “Да сюэ” могли быть: Цзы Сы (5 в. до н. э.) — с точки зрения Ван Бо (кон. 12—13 в.); ученик Мзн-цзы Юэчжэн Кэ — по мнению Фэн Юланя. Проблематика трактата носит преимущественно этический и социально-политический, отчасти антропологический (в широком смысле) и гносеологический характер. В канонической части изложены “три устоя” (сань ган-лин) и “восемь основоположений” (ба тяо-му), которые в комментирующей части разъясняются и иллюстрируются цитатами из “Шу цзина” и “Шч цзина”. “Три устоя” суть “выявление сиятельной добродетели/благодати”, “породнение с народом” и “установленность в высшем благе”; “восемь основоположений” — “выверение (классификация, познание) вещей”, “доведение знания до конца (до реализации)”, “обретение искренности помыслов (мысли и воли)”, “исправление сердца (психических функций)”, “совершенствование личности”, “благоустроение семьи”, “приведение в порядок государства”, “умиротворение Поднебесной”. В основе философии “Да сюэ” лежит представление об имманентной добродетельности (дэ) человеческой природы, которая должна быть выявлена правителями в виде “гуманности” (жэяь), подданными—в виде соблюдения “долга/справедливости” (в). “Добродетель”, “гуманность” и “долг/справедливость” противопоставляются “пользе/выгоде” и богатству в духе конфуцианского антимеркантилизма. В “Да сюэ”, как и в “Лунь юе”, выражено “золотое правило” морали, закрепленное категорией “взаимность” (шу). Его следствие: “добродетели” правителя и народа должны находиться в гармонии, не проявляющий “добродетели” правитель утрачивает свои права на власть. Не имеет фатального характера и “предопределение/судьба”. Деятельность органов чувств зависит от деятельности “сердца”. В интерпретации “Да сюэ” у Чжу Си приоритет отдавался объективной сфере “выверения вещей”, а в трактовке Ван Янмина — субъективной сфере “совершенствования личности”.Лит.; Кобзев А. И. “Великое учение”—конфуцианский катехизис. Β кн.: Историко-философский ежегодник. М., 1986, с. 227—33 (пер. “Да сюэ”, с. 234—51); Он же. Теоретическая новация в неоконфуцианстве как текстологическая проблема (Ван Янмин и идейная борьба вокруг “Да сюэ”).—В кн.: Конфуцианство в Китае: проблемы теории и практики. М., 1982.А. И. Кобзев
Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. Под редакцией В. С. Стёпина. 2001.
.