НИГИЛИЗМ


НИГИЛИЗМ
НИГИЛИЗМ
(от лат. nihil — ничто) — в широком смысле отрицание общепринятых ценностей, идеалов, моральных норм, культуры и т.д. Впервые это понятие появилось у Ф.Г. Якоби, но всесторонний анализ Н. как общеевропейского явления дал Ф. Ницше. Н., сего т.зр., — это сознание, согласно которому мы не имеем ни малейшего права признать к.-л. потусторонность или существование вещей в себе, которое было бы божественным, было бы воплощенной моралью. Мораль придавала человеку абсолютную ценность, служила адвокатом Бога, полагала в человеке знание абсолютных ценностей, охраняла его от презрения к себе, от восстания с его стороны на жизнь. Н. означает крушение высшего мира ценностей, состояние, в котором человек остается один на один с бессмысленностью мира и должен научиться жить в этой бессмысленности, без иллюзий, без надежды. Н. — признак исчерпанности развития европейской культуры, поскольку религия, мораль, искусство, наука стали уже полыми идолами, формами самоотрицания и самоотчуждения человека. М. Хайдеггер, комментируя Ницше, считает, что его филос. Н. несет с собой завершение метафизики, потому что намеренно разоблачает все до сих пор действовавшие ответы на вопрос о смысле сущего как необоснованные, спекулирующие в пустоте и вызванные наивностью человеческих представлений о себе самом. Это не прекращение истории, а начало эпохи, когда, приняв смерть Бога и крушение прежних ценностей, человек сам сможет распоряжаться своим могуществом, достигнет понимания того, что он не только сущее среди других сущих, но и такое сущее, которому завещана тайна бытия.
В России термин «Н.», вошел в широкое употребление еще в 1860-х гг., т.е. задолго до того, как он стал популярен на Западе. В частности, М. Катков применил его для характеристики воззрений Писарева. После выхода романа И.С. Тургенева «Отцы и дети» (1862) его герой сразу превратился в обобщенный образ русского нигилиста, а автора записали в изобретателя самого термина «Н.» в России и на Западе.

Философия: Энциклопедический словарь. — М.: Гардарики. . 2004.

НИГИЛИЗМ
        (от лат. nihil — ничто), в широком смысле — отрицание общепринятых ценностей, идеалов, моральных норм, культуры и т.п. Иногда это отрицание предпринималось с целью утверждения и возвышения к.-л. иных ценностей (напр., отрицание культуры в руссоизме, сопровождавшееся призывом к возрождению естеств. нравственности). В рус. культуре 2-й пол. 19 в. нигилистами называли представителей радикального течения разночинцевшестидесятников, отрицавших изжившие себя социальные устои крепост-нич. России и религ. идеологию, проповедовавших материализм и атеизм. Впоследствии термин «Н.» использовался реакцией для характеристики всех рево-люц. сил 60—70-х гг., которым приписывались вульгарный материализм, аморализм, анархизм. В зап. философии понятие Н. появилось у Якоби, в социальнокультурном значении употреблялось Ницше, понимавшим под Н. осознание иллюзорности и несостоятельности традиц. идеалов бурж. общества. Кьеркегор источником Н. считал кризис христианства и распространение «эстетич.» мироощущения. У Шпенглера Н. обозначал черту совр. европ. культуры, переживающей период «заката» и «старческих» форм сознания, который и в культурах др. народов якобы неизбежно следовал за состоянием высшего расцвета. Хайдеггер считал Н. магистральным движением в истории Запада, которое конечным следствием может иметь мировую катастрофу.
        Во франц. экзистенциализме Н. рассматривался как проявление абсурдности существования (Камю). В целом бурж. философия лишь описывала кризисное мировоззрение бурж. общества, не выявляя его действит. социальных причин.
        см. также«Новые левые».

Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. . 1983.

НИГИЛИЗМ
НИГИЛИЗМ (от лат. nihil – ничто) позиция абсолютного отрицания (см. НЕГАЦИЯ). Этот термин, введенный Фридрихом Генрихом Якоби в его «Sendschreiben an Fichte», стал общераспространенным выражением благодаря роману И. С. Тургенева «Отцы и дети» (1862). Теоретический нигилизм отрицает саму возможность познания истины (см. АГНОСТИЦИЗМ). Этический нигилизм отвергает ценности и нормы поведения, и, наконец, нигилизм политический выступает против всякого общественного строя, каким бы способом он ни был вызван к жизни. Зачастую он представляет собой лишь крайний скептицизм, реакцию против догматизма, бессодержательность которого стала явной. Ницше обозначает словом «нигилизм», заимствованным у Тургенева, явление, связанное с переоценкой высших ценностей, именно тех ценностей, которые только и наполняют смыслом все действия и стремления людей. В это слово Ницше вкладывает следующий смысл: нет больше ничего, во имя чего следует жить и к чему надо было бы стремиться. Становится ясно, что все эти стремления совершенно тщетны. Нигилизм получает особое распространение в кризисные эпохи общественно-исторического развития. см. также НИЧТО.

Философский энциклопедический словарь. 2010.

НИГИЛИЗМ
(от лат. nihil – ничто) – в широком смысле слова социально-нравств. явление, выражающееся в отрицании общепринятых ценностей: идеалов, моральных норм, культуры, форм обществ. жизни; в бурж. зап.-европ. философии – осознание социального и духовного кризиса бурж. общества, как кризиса всех прежних идеалов, вылившееся в отрицание смысла человеч. деятельности. Хотя понятие "Н." появляется еще у Ф. Якоби (см. "Sendschreiben an Fichte") в своем действительно культурно-историч. значении оно впервые выступает у Ницше, к-рый определяет Н. следующим образом: "Что обозначает нигилизм? То, что высшие ценности теряют с в о ю ц е н н о с т ь. Нет цели. Нет ответа на вопрос "зачем"?" (Полн. собр. соч., т. 9, М., 1910, с. 9). Н., как справедливо отмечает Ницше, выступает в качестве реакции на традиционно-либеральную форму бурж. идеологии, к-рая пытается сохранить иллюзии относительно бурж. цивилизации, стремясь представить ее как осуществление – или движение по направлению к осуществлению – тех идеалов, к-рые были провозглашены в эпоху бурж. революций. Н. утверждает иллюзорность этих идеалов и несовместимость их с реальной действительностью. "Христианство, революция, отмена рабства, равенство прав, филантропия, миролюбие, справедливость, истина: все эти великие слова имеют цену лишь в борьбе, как знамена, не как реальности, а как п ы ш н ы е н а и м е н о в а н и я для чего-то совсем иного (даже противоположного!)" (там же, с. 53). Приветствуя Н., поскольку последний "уничтожает все иллюзии", Ницше пытается в то же время преодолеть его. Эту свою попытку Ницше назвал "опытом переоценки всех ценностей". Непосредственной причиной, вызвавшей Н., является, согласно Ницше, "обезбожение мира", разложение христианской религии, начало которого совпало с зарождением буржуазного общества и полное завершение к-рого знаменует его конец. "Бог умер", говорит Ницше (см. "Так говорил Заратустра", СПБ, 1913, с. 329), него смерть тотчас же обнаружила, что весь тот нравств. миропорядок, к-рый покоился на религ. основании, потерял свою опору: оказалось, что сам человек создал этот миропорядок, а стало быть, сам же может и разрушить его. Однако разложение религ. сознания является, по Ницше, лишь непосредств. причиной нигилистич. умонастроения. Более глубокий его источник следует искать в самой христ. религии, к-рая расколола мир на потусторонний – истинный, и посюсторонний – неистинный. После того, как обнаруживается "искусственный характер" этого "высшего" мира, нам остается один только "отвергнутый" мир, и это высшее разочарование ставится ему в счет его негодности (см. тамже). Так, уже само возникновение христианства было потенциальным возникновением Н. Христианство Ницше трактует расширительно, связывая его появление с эпохой Сократа и Платона, когда впервые возникает учение о двух мирах – мире нравственном, истинном, и мире посюстороннем, преходящем и неистинном, – учение, в основе к-рого лежит, по Ницше, стремление противодействовать судьбе. Т.о., с христианством Ницше по существу отождествляет все мировоззрение нового времени, поскольку оно лишь переменило название старых христ. идеалов, но оставило нетронутым основное: стремление к осуществлению высшей цели человечества. Ницше говорит в этом смысле о "продолжении христианства Французской революцией" (см. тамже, с. 59), о трансформации христ. идей в учение о прогрессивном развитии общества, о "современной форме христианства" – социализме. Покончить с христианством – с его "делением мира на бытие и смысл" – значит, согласно Ницше, покончить и с Н., что приведет к торжеству новой эры, эры "сверхчеловека", для к-рого нет больше "добра и зла", ибо нет раздвоенности мира на "истинный" и "ложный" (аморалистич. идеал Ницше послужил впоследствии одним из истоков идеологии нем. фашизма). То же духовное явление, к-рое Ницше обозначил как Н., отметил и Кьеркегор, назвав его "отчаянием". В отличие от Ницше, Кьеркегор выражает назревающий кризис мировоззрения нового времени в той форме, в какой он воспринимается религ. сознанием, и видит источник Н. не в "духе христианства", а, напротив, в отсутствии подлинно христ. мировоззрения. Характеризуя "отчаяние" как "смертельную болезнь" эпохи, Кьеркегор для пояснения сравнивает его с "...интеллектуальной болезнью – сомнением... Отчаяние – выражение чего-то более глубокого и самостоятельного... Оно есть выражение всей личности, сомнение же – только мышления" ("Entweder – Oder", Köln, 1960, S. 769–70). "Отчаяние", по Кьеркегору, как и Н. у Ницше, парализует человека, ибо в этом состоянии обнаруживается, что вся его деятельность не имеет смысла. Однако, в отличие от Ницше, Кьеркегор объявляет источником "отчаяния" не религиозное, а "эстетическое" мироощущение, к-рое он характеризует как: 1) природное в противоположность нравственному (духовному); 2) языческое в противоположность истинно-христианскому; 3) следование природному влечению в противоположность свободному избиранию; 4) предпочтение естеств. начала в человеке – разума, сверхприродному началу – воле; 5) стремление к единств. цели – наслаждению и исповедание единств. религии – религии красоты. В рамках "эстетического", т.е. "природного", отношения к жизни, по Кьеркегору, не может быть поставлен вопрос о свободе (к-рая есть обретение себя посредством выбора себя решением воли), ибо "эстетик", делающий осн. мотивом своего поведения эстетич. наслаждение, лишь теряет себя и в результате приходит к "отчаянию" (там же, с. 747–48). Хотя моделью эстетич. отношения к жизни Кьеркегор избирает мировоззрение иенских романтиков (см. Романтизм), по существу "эстетической" он считает всю совр. культуру (новую философию – см. "Die Krankheit zum Tode", Fr./M., 1959, S. 76 – и даже протестантскую церковь), включая и ту историч. традицию, к-рая привела к ее возникновению. Термин "эстетизм", т.о., является таким же символом, как и ницшеанский термин "христианство". (Так, Кьеркегор называет "эстетиком" даже представителя "этического" направления в древнегреческой философии Сократа, поскольку последний не понимал, что в основе этики должен лежать введенный христианством принцип "воли, своенравия"). Как, согласно Ницше, развитие всей предшеств. культуры приводит к Н., так и, по Кьеркегору, "языческий эстетизм" всегда несет в себе "смертельную болезнь" – отчаяние. Однако преодоление социально-политич. и духовного кризиса оба мыслителя ищут в противоположных направлениях: если Ницше призывает вернуться к "подлинному язычеству" (идея "вечного возвращения"), трактуя его как культ силы, как "мировоззрение неравенства", трагич. "любви к року", то Кьеркегор предлагает искать спасение в "подлинном христианстве", к-рое еще никогда не достигалось и прийти к к-рому можно только через самое глубокое отчаяние. Попытки совр. бурж. мысли сблизить Кьеркегора и Ницше оправданы только в том смысле, что оба они выразили кризис бурж. культуры и трагич. положение личности, выросшей в лоне этой культуры.
Новая интерпретация Н. возникает в 20 в. в филос.-историч. концепции Шпенглера, к-рый, подобно Ницше и Кьеркегору, считает, что европ. общество, европ. культура становятся нигилистическими. Причины этого он объясняет, исходя из своей концепции "культурных циклов". Н. – это, по Шпенглеру, "чисто практическое миронастроение усталых жителей большого города, у которых за спиной законченная культура и ничего впереди" ("Закат Европы", т. 1, М.–П., 1923, с. 360). Та, последняя, предзакатная эпоха, к-рую, по Шпенглеру, переживает каждый культурный организм, характеризуется специфич. чертами: рассудочностью, трезвым практицизмом, сенсуалистически-материалистич. подходом к человеку и миру, вытеснением трагич. мировосприятия механистически-естественнонаучным. Эти моменты и составляют, по Шпенглеру, нигилистич. мироощущение, к-рое в трех наиболее известных нам формах культуры – инд., др.-греч. и европ. – выступало последовательно в виде буддизма, стоицизма и социализма. "Перед нами три формы нигилизма, – пишет Шпенглер. – Вчерашние идеалы, великие религиозные, художественные, государственные формы изжиты, и только этот последний акт культуры – ее самоотрицание – еще раз служит выражением пра-символа всего ее существования" (там же, с. 361). Эти три идейных движения различаются, согласно Шпенглеру, в зависимости от того, какая форма культуры находит в них свое последнее – старческое – воплощение. "Стоицизм имеет в виду способ держать себя, отдельного человека, его статуеобразное, сосредоточенное в одном настоящем, существование, без всякого отношения к будущему или прошедшему. Социализм есть динамическое трактование той же темы, та же пессимистическая тенденция не к величию, а к практическим потребностям жизни, но отмеченная мощным стремлением в даль ..." (там же). Такое произвольное сопоставление социализма, к к-рому оказываются отнесенными не только "Маркс и Вагнер", но даже Шопенгауэр и Ницше, со стоицизмом и буддизмом приводит к неисторич. трактовке Н., к отождествлению с этим специфически европ. духовным явлением всякой старческой формы сознания, действительно не раз имевшей место в истории культуры.
В совр. зарубежной философии проблема Н. разрабатывается прежде всего в экзистенциализме, особенно Хейдеггером. По определению Хейдеггера, Н. "...есть историческое движение, а не какое-то кем-то представленное воззрение или учение. Нигилизм... – это не просто историческое явление среди других явлений, не только духовное течение наряду с другими – христианством, гуманизмом и Просвещением –в рамках европейской истории. Нигилизм по своей сущности скорее является основным движением в истории Запада. Это движение обнаруживает такую глубину, что его развертывание может иметь следствием только мировую катастрофу. Нигилизм есть всемирно-историческое движение народов земли, втянутых в сферу влияния современности. Поэтому он не есть только явление современной эпохи и не является только продуктом XIX века..." ("Holzwege", Fr./M., 1957, S. 201–02). Ограниченность всех тех мыслителей, к-рые до сих пор рассматривали Н., состоит, по Хейдеггеру, в том, что они принимают за сущность Н. его следствия и формы проявления: такие, как "господство техники" или "восстание масс" (Хейдеггер имеет в виду культурно-историч. концепции Шпенглера, А. Вебера, Ортеги-и-Гасета и др.), в то время как "сущность нигилизма – это сама метафизика" (там же, S. 204). Заслуга Ницше, по Хейдеггеру, состоит в том, что он "мыслит нигилизм как "внутреннюю логику" европейской истории" (там же, S. 206); однако и он не смог выйти за пределы "метафизики". Истоки метафизики, говорит Хейдеггер, восходят к др.-греч. философии, прежде всего к Платону, ее развитие совпадает с развитием всей европ. цивилизации. Совр. культуру Хейдеггер рассматривает как последний этап Н., или "метафизики", к-рая является историч. основой западной и определяемой Европой мировой истории (там же, S. 244). Метафизика для Хейдеггера – это не только способ мышления или филос. концепция, но способ существования человечества, способ отношения людей к природе и друг к другу – определ. характер целой историч. эпохи. Сущность "метафизики" заключается в том, что она мыслит "смысл бытия" с помощью категорий ("ценности" и др.), заранее предполагающих, что этот "смысл" есть лишь продукт человека, т.е. нечто "субъективное". То "обесценивание ценностей", о к-ром говорит Ницше, есть, по Хейдеггеру, логич. завершение раскола мира на "сущее" и "ценное", отделение реальности от ее "смысла". Поэтому для преодоления Н. нужна не "переоценка ценностей", к-рую хочет произвести Ницше, а преодоление "метафизики". Единств. путем для преодоления "метафизического мышления" Хейдеггер считает "раскрытие смысла бытия", т.е. усвоение его философии и переосмысление на основе ее всего прежнего европ. мировоззрения. Несмотря на критику Хейдеггером Ницше, его собств. концепция "метафизики" носит на себе следы влияния Ницше с его символич. понятием "христианства", якобы определившего пути развития зап.-европ. цивилизации и приведшего в конечном счете последнюю к кризису.
Рассмотрение проблем Н. др. экзистен- циалистами носит менее самостоят. характер. Так, Ясперс анализирует эту проблему в связи с рассмотрением мировоззрения идейных предшественников экзистенциализма – Кьеркегора и Ницше, полагая, что осн. заслуга этих мыслителей состоит в том, что они оба видят ничто, стоящее перед ними, и оба стремятся искать, бытие "на дне самого ничто": Кьеркегор – на дне отчаяния, Ницше – пройдя через Н. Сам Ясперс считает возможным преодолеть Н. только посредством создания "истинной коммуникации", к-рая связывала бы индивидов не на почве общей и взаимной выгоды, не посредством рассудка и разума, а только личностной – "экзистенциальной" связью.
Во франц. экзистенциализме проблема Н. рассматривается как проблема абсурдности существования и наиболее подробно проанализирована у Камю. Как и Ницше, Камю связывает эту проблему со "смертью бога", то есть с разочарованием во всех тех идеалах, к-рые составляли смысл человеч. деятельности целой эпохи, и теперь обнаружили свою иллюзорность. Т.о., человеч. жизнь становится бессмысленной, абсурдной, подобной труду Сизифа. В отличие от нем. экзистенциалистов, к-рые пытаются указать средства преодоления Н., франц. философы настроены гораздо более пессимистически. Камю, например, призывает человека действовать с полным сознанием абсурдности любых своих действий.
Бурж. философия 2-й пол. 19 в. и 1-й пол. 20 в., создавшая концепцию "нигилистической эпохи", определила кризисное состояние бурж. общества как кризис мировоззрения и именно потому не сумела выявить действит. причин этого кризиса. Предлагаемые ею рецепты "преодоления Н." или оказывались утопическими (Кьеркегор, Ясперс), или объективно превращались в идеологию реакционных политич. направлений (Ницше, Шпенглер, отчасти и Хейдеггер). Действит. причины того состояния, к-рое в ряде направлений получило название "Н.", по существу раскрыл Маркс, указав на "тотальное отчуждение" как на гл. источник социального и духовного кризиса бурж. общества.
Лит.: Löwith К., Kierkegaard und Nietzsche, Fr./M., 1933; Fries H., Nihilismus. Die Gefahr unserer Zeit, Stuttg., 1949; Ρannwitz R., Der Nihilismus und die werdende Welt. Aufsätze und Vorträge, Nürnberg, 1951; Thielicke H., Der Nihilismus. Entstehung, Wesen, Überwindung, 2 Aufl., Pfüllingen, 1951.
П. Гайденко. Москва.
Нигилизм в России – термин, обозначающий нек-рые черты обществ. умонастроения значит. части молодой рус. разночинной демократич. интеллигенции конца 50–60-х гг. 19 в., своеобразное отражение в идеологии и обществ. психологии демократич. слоев глубокого кризиса крепостнич. строя России и всех его порождений в философии, морали, иск-ве, быту. Н. отразил ранний этап формирования мировоззрения революц.- демократич. лагеря периода революц. ситуации 1859–61. В Н. выразился первоначально стихийный, неоформленный протест разночинных слоев против дворянско-сословного строя. При всей своей ограниченности Н. с самого навала имел прогрессивное содержание: отрицание консервативной идеологии, коренных устоев офиц. церк. морали, традиц. уклада жизни. С позиций естеств.-науч. материализма и материалистически толкуемого позитивизма Н. отвергал отвлеченную идеалистич. философию, бесплодное дворянско-либеральное лит. "обличительство", концепцию сторонников "чистого искусства" и т.п. Будучи не в состоянии вскрыть социальную природу бурж. либерализма, его духовное родство с подновленным монархизмом, Н. тем не менее способствовал борьбе революционеров-демократов 60–70-х гг. против реформистского соглашательства. Большое значение для нравств. формирования последующих поколений борцов с самодержавием имели подчеркнуто резкое отрицание рус. Н. жизненных устоев "общества" – фальшивой семейной морали, "условной лжи", тунеядства, карьеризма, – утверждение труда как основы жизни, борьба против мистики и бесплодного романтизма.
Узость положит. программы Н. сказалась в расплывчатости его филос. основ (полемич. заострение элементов механицизма и эмпиризма, стирание граней между материализмом и позитивизмом, диалектикой и эволюционизмом, преувеличение рационалистич. характера иск-ва и морали и т.д.). Н. преувеличивал роль образования вообще, распространения естеств.-науч. знаний в особенности. В отд. случаях для Н. характерны черты индивидуализма и пессимизма (Н. Успенский, Н. Помяловский).
Н. оказал влияние на рус. литературу. Чернышевский и Добролюбов как виднейшие представители разночинного этапа рус. освободит. движения и обществ. мысли восприняли сильную сторону Н. – революц. отрицание отжившего строя жизни. В свою очередь они сами явились в определенный период деятельности наиболее яркими выразителями лучших черт Н.
Вместе с тем революц.-демократич. идеология и деятельность несравненно шире, богаче, глубже Н. Отсутствие в Н. позитивной программы видели уже современники: "... Базаров не удовлетворял нас... исключительно отрицательным ко всему отношением... Нигилизм... был только переходным моментом к появлению "новых людей", не менее ценивших индивидуальную свободу, но живших, вместе с тем, для великого дела" (Кропоткин П. Α., Записки революционера, 1933, с. 185). Революц. демократия, в отличие от Н., свойственного ранним этапам разночинно-демократич. движения, характеризуется четкой материалистич. филос. основой, историч. оптимизмом, выдвижением на первый план борьбы за революц. изменение общества.
На протяжении 60-х гг. 19 в. Н. постепенно утрачивает свое влияние в обществ. жизни; размежевание разночинной интеллигенции приводит к выделению сознательных революционеров – революционеров-демократов, с одной стороны, и проповедников культурничества, сомкнувшихся с либералами, а также радикалов, близких к анархизму, – с другой.
Термин "Н." использовался реакцией для характеристики всех революц. сил России 60–70-х гг. 19 в., к-рым приписывался вульгарный материализм, аморализм, анархич. отрицание цивилизации. В этом значении термин "Н." употреблялся в офиц. документах [донесения 3-го отделения (см. И. С. Тургенев, Центр. архив, М., 1923), материалы нечаевского процесса ], реакц. журналистикой ("Рус. вестник"), в "антинигилистических" романах (Лесков, Крестовский, Писемский, Достоевский). С 70-х гг. термин "Н." употребляется в зарубежной бурж. историографии для тенденциозной характеристики передовой рус. обществ. мысли (Oldenburg К., Der Russische Nihilismus von seinem Anfängen bis zur Gegenwart, Lpz., 1888; Jarmolinsky Α., Road to revolution. A century of Russian radicalism, L., 1957).
Лит.: Ленин В. И., Гонители земства и Аннибалы либерализма, Соч., 4 изд., т. 5; его же, О "Вехах", там же, т. 16; его же, Еще один поход на демократию, там же, т. 18; [Катков М. ], О нашем Н. По поводу романа Тургенева, "Рус. Вестн.", 1862, [No 7 ]; Герцен А. И., Письмо И. С. Тургеневу 21 апр. (1862), в кн.: Полн. собр. соч. и писем, т. 15, П., 1920; Алексеев А. И., К истории слова "Н.", в кн.: Сб. ст. в честь акад. А. И. Соболевского. Ст. по славянской филологии и рус. словесности, М.–Л., 1928; Салтыков-Щедрин Н., Уличная философия, Полн. собр. соч. в 20 тт., т. 8, М., 1937; Антонович М., Асмодей нашего времени, в его кн.: Избр. статьи, Л., 1938; Козьмин Б.П., Два слова о слове "Н.", "ИАН СССР. Отд. лит. и яз.", 1951, т. 10, вып. 4; Чернышевский Н. Г., Безденежье, Полн. собр. соч., т. 10, М., 1951; Батюто А. И., К вопросу о происхождении слова "Н." в романе И. С. Тургенева "Отцы и дети", "ИАН СССР. Отд. лит. и яз.", 1953, т. 12, вып. 6; Белинский В., [Рец. на ] Провинциальные бредни..., Полн. собр. соч., т. 2, М., 1953; Тургенев И., Лит. и житейские воспоминания, Собр. соч., т. 10, М., 1956; Писарев Д. И., Реалисты, Соч., т. 3, М., 1956; Пустовойт П. Г., Роман И. С. Тургенева "Отцы и дети" и идейная борьба 60-х гг. XIX в., М., 1960; Демидова Н. В., Д. И. Писарев и Н. 60-х годов, "Вестн. ЛГУ. Сер. эконом., филос. и права", 1965, No 5; Cyževskyj D., Literarische Lesefrüchte, "Ζ. für slavische Philologie", 1942–43, Bd 18, Η. 2.
А. Новиков. Ленинград.

Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. . 1960—1970.

НИГИЛИЗМ
    НИГИЛИЗМ (от лат. nihil — ничто) — в широком смысле — умонастроение, связанное с установкой на отрицание общепринятых ценностей, идеалов, моральных норм, культуры. Термин “нигилизм” встречается в европейской теологической литературе уже во времена средневековья. В 12 в. одна из церковных ересей, выступавших с позиций отрицания догмата о богочеловеческой природе Христа, получила название ереси “нигилизма”. В 18 в. понятие “нигилизм” как аналог отрицания общепринятых норм и ценностей закрепляется в европейских языках (в частности, подобное толкование термина “нигипизм” зафиксировано в “Словаре новых слов французского языка”, изданном в 1801).
    В западной философии термин “нигилизм” появился во 2-й пол. 19 в. и получил широкое распространение благодаря концептуальным построениям А. Шопенгауэра, Ф. Ницше, О. Шпенглера и ряда др. мыслителей и философов. Шопенгауэр создал нигилистически окрашенную доктрину “буддийского” безразличия к миру Шпенглер рассматривает нигилизм в качестве отличительной черты современной ему эпохи, характеризующейся упадком европейской культуры, переживаюшей период собственного заката, трансформацией ее в стандартизированную, безличную цивилизацию. В философии Ницше представление о нигилизме вырастает во всеобъемлющую концепцию, подытоживающую все европейское историческое и культурное развитие, начиная с Сократа, выдвинувшего представление о ценностях разума, что и явилось, по мнению философа, первой причиной жгилизма, развивавшегося затем на основе “морально-христианского истолкования мира”. “Опаснейшим покушением на жизнь” Ницше считает все основные принципы разума, сформулированные в европейской философской традиции,— единство, цель, истину и др. Под “клевету на жизнь” он подводит и христианство, и всю его историю, ведущую к его самоотрицанию через развитие своего рода культа интеллектуальной честности. Т. о., устойчивая нигилистическая ситуация в культуре Европы формируется благодаря тому, что “истинный мир” традиционных религий, философии и морали утрачивает свою жизненную силу, однако при этом сама жизнь, земной мир не находят собственных ценностей, своего настоящего оправдания. Нигилизм, отвечающий этой глобальной ситуации, не есть, по Ницше, эмпирическое явление культуры и цивилизации, пусть даже и очень устойчивое. Нигилизм — это глубинная логика всей истории Европы, своего рода роковая “антижизнь”, ставшая парадоксальным образом жизнью ее культуры, начиная как с ее рационально-эллинских, так и иудео-христианских корней. Невероятная убыль достоинства и творческой мощи индивида в современную механизированную эпоху только радикализирует действие этой логики и заставляет поставить кардинальный вопрос о преодолении нигилизма. Ницше подчеркивает, что “смертью христианского Бога” нигилизм не ограничивается, ибо все попытки замены Его с помощью совести, рациональности, культа общественного блага и счастья большинства или истолкования истории как абсолютной самоцели и т. п. только усиливают тревожную симптоматику нигилизма, “этого самого жуткого из всех гостей”. Попытку спастись от “обвала” высших ценностей, восстанавливая их секуляризованные имитации, I-biiiuie решительно разоблачает, указывая на “физиологические” и жизненно-антропологические корни нигилизма. В связи с этим современный социализм, по Ницше, есть только апогей указанного измельчания и падения типа человека, доводящий нигилистическую тенденцию до ее крайних форм.
    В понятии нигилизма у Ницше можно различить черты как формального сходства его с идеей коммунизма у Маркса (совпадают даже метафоры “призрака”, бродящего по Европе), так и содержательной переклички с темой “забвения бытия” у Хайдеггера, давшего свое прочтение концепции нигилизма у Ницше. Как “забвение бытия” (Хайдеггер), так и декаданс жизненной силы (Ницше) одинаковым образом начинаются с Сократа и развиваются параллельно в платонизме и в традиции метафизики вообще. В обоих случаях общим маркером преодоления этой “судьбы Европы” выступает профетически проповедуемый возврат к мистико-дионисийской и досократической Греции. Оригинальность Хайдеггера в трактовке нигилизма, этой пугающей “судьбы западных народов”, в том, что он рассматривает его в свете проблемы ничто как “завесы истины бытия сущего”. По Хайдеггеру, недостаточность истолкования нигилизма у Ницше состоит в том, что он “не в состоянии думать о существе Ничто” (Европейский нигилизм.— В его кн.: Время и бытие. М., 1993, с. 74). И поэтому рационализм и секуляризация вместе с неверием не причины нигилизма, считает Хайдеггер, а его следствия. Ницше не может понять нигилизм независимо от метафизики, им критикуемой, потому что сам исходит в его анализе из идеи ценности, мыслящей “существо бытия... в его срыве” (там же, с. 75). В результате он остается в пределах нигилизма и метафизики, будучи, впрочем, “последним метафизиком”. В отличие от Ницше, Хайдеггер связывает нигилизм с проектом Нового времени с его идеей автономного самозаконодательствующего субъекта, ведущей к декартовскому механицизму, необходимому для утверждения господства нигилистического человека над Землей.
    По Камю, история современного нигилизма начинается со слов Ивана Карамазова “все позволено”, раз нет Бога. Понятие нигилизма анализируется им в связи с темой “метафизического бунта” (la rйvolte), причем вехами в ее истории выступают романтики, Штирнер, Ницше, Достоевский. “Нигилизм,— подчеркивает Камю,— не есть лишь отчаяние и отрицание, но прежде всего воля к ним” (L'homme rйvolte.— “Essais”. P., 1965, р. 467).
    Новый этап в интерпретации понятия “нигилизм” в общественно-политической мысли Запада был открыт в 1960-е гг. и связан с именами Г. Маркузе, Т. Адорно и др. последователей франкфуртской школы. В западной философии, в мировоззрении “новых левых” и художественного авангарда 1960—70-х гг. понятие нигилизма оказалось тесно связано с инспирированной фрейдизмом идеей потенциальной независимости природного “я” от подавляющей его культуры, с анархическим протестом леворадикальных и авангардистских кругов против “репрессивной культуры” и “одномерности” личности. В наши дни понятие нигилизма широко используется критиками современной цивилизации в целом или отдельных ее сторон, напр. австрийским философом и публицистом В. Краусом, различающим социально-политический, психолого-невротический и философский нигилизм, причем все его виды взаимно поддерживают друг друга, усиливая свои негативные последствия и создавая тем самым что-то вроде порочного круга нигилизма. Различные формы нигилизма, по Краусу, связаны с упадком чувства вины и личной ответственности в век господства научно-технической картины мира, а также и с тем, что в структуре внутреннего мира современного человека недостаточно влияние сверх-“Я” как противовеса для безудержных вожделений индивида. Современный нигилизм, считает Краус,— это традиционный нигилизм, описанный в философии и литературе 19 в., плюс невротические его проявления, во многом характерные именно для сегодняшнего дня. Новая идололатрия, напр. рынка, также ведет к усилению разнообразных нигилистических тенденций, представляющих угрозу для свободы, достоинства и выживания человека.
    Лит.: Marciise H. One-dimensional Men. Boston, 1964; Idem. Essay on Liberation. Boston, 1969; Nihilismus. Die Anfange von Jacobi bis Nietzsche, hrsg. von D. Arendt. Köln, 1970; Der Nihilismus als Phänomen der Geistesgeschichte, hrsg. von D. Arendt. Darmstadt, 1974; Denken im Schatten des Nigilismus, hrsg. von A. Schwan. Dannstadt, 1975; Weier W. Nihilismus. Paderbom, 1980; Kraus W. Nihilismus heute oder die Geduld der Weltgeschichte. W, 1983.
    НИГИЛИЗМ В РОССИИ. В России термин “нигилизм” впервые употреблен Н. И. Надеждиным в опубликованной в 1829 в “Вестнике Европы” статье “Сонмище нигилистов”. Несколько позже, в 30—40-х гг. 19 в., его использовали Н. А. Полевой, С. П. Шевырев, В. Г. Белинский, М. Н. Катков и ряд других русских писателей и публицистов, при этом употребляя термин в различных контекстах. С ним были связаны как положительные, так и отрицательные моральные коннотации. М. А. Бакунин, С. М. Степняк-Кравчинский, П. А. Кропоткин, напр., вкладывали в термин “нигилизм” положительный смысл, не видя в нем ничего дурного. Ситуация изменилась во 2-й пол. 19 в., когда термин “нигилизм” приобрел качественно новый и вполне определенный смысл. Нигилистами стали именовать представителей радикального направления разночинцев-шестидесятников, выступавших с проповедью революционного мировоззрения, отрицавших социальные (неравенство сословий и крепостничество), религиозные (православно-христианская традиция), культурные (“официальное мещанство”) и иные официальные устои общества до- и пореформенной России, общепринятые каноны эстетики и проповедовавших вульгарный материализм и атеизм. Отличительной особенностью российского нигилизма становится попытка в области осмысления социальных феноменов опереться на естественнонаучную теорию дарвинизма и экстраполировать ее методологию на процессы эволюции социума (человек есть животное; борьба за существование — основной закон органического мира; ценно и важно торжество вида, индивид же есть величина, не заслуживающая внимания). Рупором подобным образом понимаемого нигилизма в России нач. 60-х гг. 19 в. становится журнал “Русское слово”, ведущую роль в котором играл Д. И. Писарев. При этом, правда, сам Писарев игнорировал термин “нигилизм” и предпочитал именовать себя и своих единомышленников “реалистами”.
    Повсеместное распространение подобное толкование термина “нигилизм” получило с выходом в свет в 1862 романа И. С. Тургенева “Отцы и дети”, главный герой которого “нигилист” студент Базаров отстаивал мысль о том, что “в теперешнее время полезнее всего отрицание”, и выступал с разрушительной критикой социального устройства, общественной морали, образа жизни господствующих слоев российского общества. Впоследствии русская литература дала целую галерею образов нигилистов от Рахметова и Лопухова в произведениях Чернышевского (где образы нигилистов-революционеров были выписаны с большой симпатией) до явных антигероев в романах Достоевского, Писемского, Лескова и др. Во 2-й пол. 19 в. термин “нигилизм” активно использовался правоконсервативной публицистикой для характеристики представителей революционного народничества 1860—70-х гг. и русского освободительного движения в целом.
    Новую страницу в истории истолкования феномена “русский нигилизм” открыли в первые десятилетия 20 в. С. Л. Франк и Н. А. Бердяев. Франк в статье “Этика нигилизма” (сб. “Вехи”, 1909) объявил “нигилистический морализм” основной чертой духовной физиономии русского интеллигента, первым русским нигилистом назвал Петра I, большевиков же охарактеризовал как выражение “универсального отрицания”. Характеризуя русский нигилизм, Бердяев различал его узкий (“эмансипационное умственное движение 60-х гг.”) и широкий (течения мысли, отрицающие “Бога, дух, душу, нормы и высшие ценности”) смыслы (“Истоки и смысл русского коммунизма”). Считая русский нигилизм религиозным в основе своей феноменом, Бердяев, однако, определяет его истоки противоречивым образом, считая их то православными, то гностическими. Нигилистическая ментальность, заявленная в образах Базарова, Рахметова и др., трансформируясь в ходе исторического развития, продолжается в русском коммунизме, где она, в частности, приобретает некоторые черты богоборчества в духе вульгаризированного Ницше, напр. у М. Горького.
    Нигилизм в России — это не идеология или мировоззренческая концепция; это специфическая социально-психологическая, как правило неотрефлексированная, установка, особый способ реагирования на самые разные феномены общественной жизни, отличающийся гипертрофированной категоричностью, “тотальностью” отрицания, отрицанием недиалектическим, когда в отрицаемых явлениях не признается и не принимается ничего позитивного, рационального; нигилизм, как правило, выражается в уничижительных, обличительных и даже ругательных терминах; он враждебен всякому компромиссу. Свои нигилисты того или иного рода имелись в самых разных общественных движениях и течениях мысли, но гл. о. феномен нигилизма был характерен для крайне лево- и праворадикальных направлений. В леворадикальных и революционных кругах 19 в. нигилизм наиболее ярко проявился у публицистов “Русского слова” во главе с Писаревым и в “анархистском” движении, в 20 в.— в анархо-синдикализме и в таком антиинтеллигентском движении, как “махаевщина” (В. К. Махайский и др.), в первые годы советской власти в пролеткультовском движении. На правом фланге спектра общественных движений в России 19 В. явно нигилистические мотивы были особенно характерны для выступлений и сочинений редактора обскурантского журнала 40-х гг. “Маяк” С. О. Бурачека, издателя не менее обскурантского журнала 60-х гг. “Домашняя беседа” В. И. Аскоченского, для Константина Леонтьева, идеологов черносотенного движения нач. 20 столетия.
    Лот.: Катков М. О нашем нигилизме. По поводу романа Тургенева,— “Русский вестник”, 1862, № 7; ГогоцкийС. Нигилизм,— Он же. философский лексикон, т. 3. К., 1866; Де-Пуле М. Нигилизм как патологическое явление русской жизни.— “Русский вестник”, 1881, № 11; Пион И. Нигилисты и нигилизм. М., 1886; Страхов И. Н. Из истории литературного нигилизма 1861—65. СПб., 1890; Ачексеев А. И. К истории слова “нигилизм”.— В кн.: Сборник статей в честь акад. А. И. Соболевского. Статьи по славянской филологии и русской словесности. М.—Л., 1928; Боровский В. В. Базаров и Санин. Два нигилизма.— Соч., т. 2. М., 1931 ; Степняк-Кравчинский С. М. Нигилизм.— Он же. Подпольная Россия. М., I960; Новиков А. И. Нигилизм и нигилист. Опыт критической характеристики. Л., 1972; Достоевский Ф. М. Господин Щедрин, или Раскол в нигилистах.— Собр. соч. в 30 т., т. 20. Л., 1980; Козычин Б. П. Два слова о слове “нигилизм”,— Он же. Литература и история. Сб. статей. М., 1982; Karlowisch N. Die Entwickelung des russischen Nihilismus. B., 1880; Oldenberg K. Der russische Nihilismus von seinen Anfängen bis zur Gegenwart. Lpz., 1888; Coquart A. Dmitri Pisarev (1840—1868) et idéologie du nihilisme rosse. P., 1946; Hi/igley R. Nihilists. Russian Radicals and Revolutionaries in the Reign f Alexander 11 (1855—81), 1967; Lubomirski J'. Le nihilisme en Russie. P.,1979.
    В. П. Визгни, В. Ф. Пустарнаков, Э. Ю. Соловьев

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. . 2001.


.

Синонимы:

Смотреть что такое "НИГИЛИЗМ" в других словарях:

  • НИГИЛИЗМ — (лат. nihil ничто) отрицательное философское учение. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Павленков Ф., 1907. НИГИЛИЗМ (от лат. nihil ничего, с греч. окончанием). В начале изредка употреблялось в значении теории отрицателей …   Словарь иностранных слов русского языка

  • Нигилизм —  Нигилизм  ♦ Nihilisme    Нигилист это человек, не верящий ни во что (nihil), даже в то, что есть на самом деле. Нигилизм есть своего рода отрицательная религия – Бог умер, унося с собой все, что считалось плодом его творения, – бытие и ценность …   Философский словарь Спонвиля

  • нигилизм — а, м. nihilisme <лат. nihil ничто. 1. Отрицание общественных ценностей (всяких норм, принципов, законов), созданных человечеством; полный скептицизм. БАС 1. 2. Направление в среде рус. разночинцев шестидесятников, резко отрицательно… …   Исторический словарь галлицизмов русского языка

  • Нигилизм — (лат. nihil – ештеме) – қоғамдағы жалпы қабылданған, бірақ бөгде (жат), социумде өмірді өндірудің өздерінің күндері біткен формалары немесе жазалайтын (репрессивные), тұлғадан тыс және қоғам индивидке зорлап таңған (енгізген) императивтер ретінде …   Философиялық терминдердің сөздігі

  • НИГИЛИЗМ — (лат. nihil ничто) исходно одна из характерных черт буддистской и индуистской философии. Согласно присущему им Н. (или пессимизму), в посюстороннем мире в принципе не присутствует изначальная реальность, ибо она не имеет имени и формы;… …   История Философии: Энциклопедия

  • НИГИЛИЗМ — (от латинского nihil ничто), отрицание общепринятых ценностей, идеалов, моральных норм, культурных традиций и т.п. Получает особое распространение в кризисные эпохи общественно исторического развития. В России термин нигилизм получил… …   Современная энциклопедия

  • нигилизм — скептицизм, отрицание Словарь русских синонимов. нигилизм сущ., кол во синонимов: 3 • отрицание общественных ценностей …   Словарь синонимов

  • Нигилизм — (от латинского nihil ничто), отрицание общепринятых ценностей, идеалов, моральных норм, культурных традиций и т.п. Получает особое распространение в кризисные эпохи общественно исторического развития. В России термин “нигилизм” получил… …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • НИГИЛИЗМ — (от лат. nihil ничто) отрицание общепринятых ценностей: идеалов, моральных норм, культуры, форм общественной жизни. Получает особое распространение в кризисные эпохи общественно исторического развития. В России термин получил распространение… …   Большой Энциклопедический словарь

  • НИГИЛИЗМ — НИГИЛИЗМ, нигилизма, мн. нет, муж. (книжн.). 1. Образ мыслей нигилиста (ист.). 2. Голое отрицание всего, логически не оправданный скептицизм. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 …   Толковый словарь Ушакова

Книги

Другие книги по запросу «НИГИЛИЗМ» >>


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

We are using cookies for the best presentation of our site. Continuing to use this site, you agree with this.