ВИТАНДА

ВИТАНДА
ВИТАНДА
    ВИТАНДА (санскр. vitandâ) — в индийской философской традиции эристический спор ради победы над противником, не предполагающий обоснования истины и даже отстаивания какой-либо собственной доктрины. Термин “витанда” употребляется комментаторами Палийского канона для обозначения деятельности бесчисленных диспутантов эпохи Будды, прежде всего локаятиков, которые на своих “сессиях” и в публичных выступлениях охотно упражнялись в доказательстве и опровержении чего угодно. Так, Буддхагхоса характеризует в качестве витанды такого рода их апории: “Ворона белая ввиду того, что у нее кости белые, а журавль красный ввиду того, что у него кровь красная”. В “Ньяя-сутрах” витанда — третий вид диспута (двенадцатая категория ньяи), который определяется через предыдущий (джалпа), подобно тому как тот—через первый (вида): “Та же [софистика] за вычетом утверждения альтернативного мнения будет эристикой” (I. 2.3). Данное определение означает, что витанда, включая, как и предыдущий вид диспута, придирки и псевдоответы, отлична от него отсутствием самого утверждаемого тезиса, т. е. является понижением диспута типа вады уже во второй степени. Ватсьяяна в комментарии к этой сутре прямо пишет о том, что витанда — “беспринципный” спор. Однако при истолковании самой первой сутры ньяи Ватьсьяяна пытается обосновать включение ее в число 16 категорий тем, что эрист также защищает какие-то положения, но только имплицитно—через опровержение оппонента. Для Ватьсьяяны он своего род нигилист, которого надо заставить признать, что сама его задача опровержения чужого Мнения вынуждает его принять существование по крайней мере говорящего, слушающего, источников и предметов знания (иначе он не может претендовать на звание разумного существа). Признавая витанду и джалпу реальными видами диспута, найяики учитывали сами интенции диспутантов—в отличие от буддистов и джайнов, признававших лишь диспут типа вады, руководствуясь, вероятно, прежде всего результативностью диспута.
    В. К. Шохин

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. . 2001.


.

Игры ⚽ Поможем сделать НИР

Полезное


Смотреть что такое "ВИТАНДА" в других словарях:

  • Витанда — придирка; праздная придирка; пустой или ошибочный аргумент или комментарий …   Словарь йоги и веданты

  • НЬЯЯ —         (санскр., букв. правило, рассуждения, вхождение в предмет, аналитич. исследование, логика), одна из ортодоксальных систем др. инд. философии (см. Астика); не отвергает авторитет Вед, но своё учение строит на независимых основаниях. Во мн …   Философская энциклопедия

  • Ньяя-сутры — Статья из раздела Философия индуизма Школы Санкхья · Йога …   Википедия

  • Дом единства (Даугавпилс) — В этой статье не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете …   Википедия

  • Ньяя-сутра — Статья из раздела Философия индуизма Школы Санкхья · Йога · Ньяя · Вайшешика · Пурва мимамса · Веданта (Адвайта · Виш …   Википедия

  • “НЬЯЯ-СУТРЫ” —     “НЬЯЯ СУТРЫ” (санскр. Nyaya sutrдni) базовый текст философской системы ньяя, приписываемый мыслителю Готаме (Акшапада). В целом кодификация текста “Ньяя сутр” была завершена, вероятно, к 3 4 вв., хотя “спорные” сутры обсуждались найяиками и… …   Философская энциклопедия

  • ЧХАЛА —     ЧХАЛА (санскр. chala обман, трюк) четырнадцатая категория ньяи, обозначение внелогических способов запутывания оппонента в диспутах типа джалпа и витанда. В “Ньяясутрах” чхалы определяются как “[попытки] опровержения слов [оппонента]… …   Философская энциклопедия

  • Музей Яниса Акуратера — Музей Яниса Акуратера …   Википедия

  • «НЬЯЯ-СУТРЫ» — (санскр. Nyāya sūtrāṇi) – базовый текст философской системы ньяя, приписываемый мыслителю Готаме (Акшапада). В целом кодификация текста «Ньяя сутр» была завершена, вероятно, к 3–4 вв., хотя «спорные» сутры обсуждались найяиками и значительно… …   Философская энциклопедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»