- БОЛДЫРЕВ
- БОЛДЫРЕВ
-
БОЛДЫРЕВ Дмитрий Васильевич [20 апреля (2 мая) 1885, Петербург—12 мая 1920, Иркутск]—русский философ, писатель, публицист. Окончил историко-филологический факультет Петербургского университета, в 1918 переехал в Пермь, получив должность доцента местного университета, затем в Омск, где возглавил пресс-бюро при правительстве Колчака. Был арестован революционными властями и умер в заключении от тифа. Разработал теоретико-познавательную концепцию “объективизма”, близкую интуитивизму Н. О. Лосского и С. Д. Франка. Опираясь на некоторые идеи Демокрита и Плотина, пытался дать антисубъективистское истолкование проблемы отношения “знания” и “бытия”, полагая, что между этими сторонами действительности “нет разницы по существу”, ибо “познавательный образ есть тот же предмет, только в ослабленной степени” своих излучений и вибраций, заполняющих Вселенную и остающихся даже после гибели их макроисточника. Поэтому независимо от наших противоречивых мнений о мире он един, абсолютен и познаваем “в своих подлинных качествах”. Внесубъектные, “внетелесные” содержания знания (первичные и вторичные качества, воспоминания, а также фантазии и логические абстракции) Болдырев называл “представлениями”. В них “бытие” явлено нашему я “таким, каким оно существует”. Ощущения—всецело внутрителесные состояния (голода, озноба, усталости и пр.). Солипсизм рождается от смешения с ними вторичных качеств. Чувство, мысль и воля (сфера психического) трактовались им как своеобразные эпифеномены, в основе которых лежит конкретный тип координации “ощущения и представления”. Так, мысль—это “сопряженность”, “со-знание” посредством акта внимания познающего я с предметом познания, локализуемое в области головного мозга и органов восприятия. В своих политических воззрениях Болдырев был сторонником концепции православно-монархической теократии, особенностью которой являлась идея не политического, а “духовного” руководства Церкви, отделенной от государства, и подчинения “царства” не первосвященнику, а соборному священству.Соч.: Огненная купель.—“Русская мысль”, 1915, № 11; № 12; Знание и бытие. Харбин, 1935.Ляг.: Досский И. О. Предисловие.—В кн.: Болдырев Д. В. Знание и бытие. Харбин, 1935.Н. Старченко
Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. Под редакцией В. С. Стёпина. 2001.
.